Этническая история: вопросы Владимиру Напольских (original) (raw)

Всё это может быть, но проблема только в том, что за пределами восточного славянства Велес / Волос нигде не фиксируется. Почему бы?

Почему же не фиксируется? За пределами в.с. мира в балтской мифологии присутствует бог мёртвых и загробного мира Вяльняс\Велс(о нём очень основательная работа есть у Н. Велюса "Хтонический мир в литовской мифологии: анализ фольклорного вяльняса", которую мне, к сожалению так и не удаётся "зацепить". У А.Ю. Грэймаса интересная работа "В поисках этнической памяти", в которой он также весьма подробно анализирует образ Вяльняса, приходя к очень интересным выводам), очевидно, что это и есть Велес. Чешские средневековые записи, фиксирующие, выражения, где Велес упомянут, как аналог дъявола "За море к Велесу" и т.д. Да и вообще на уровне балто-славянской мифологии образ хозяина загробного мира выявляется очень чётко. У балтов сохранилось его древнее имя, у славян- нет. Хотя в Беларуси есть предание про Цмока Вяля, возле города Крэва есть также место, называемое могилой Вяля. Очевидно, что это немного "деградировавший" Велес, ибо совпадений(Змей, могила, как загробный мир, ну и само имя) слишком много. Другое дело, что данные о мифологических персонажах, зафиксированные на тер. Беларуси ну никак не назовёшь славянскими.
У кашубов сохранился интересный демонический персонаж- Velevitka, откуда реконструируется *Velevit, как имя для мужского персонажа.

Перун тоже на общеславянского персонажа тянет с очень большим трудом. Его следов за пределами восточнославянского ареала вроде бы как не особо много?
Кстати, Ваше мнение, Перун и Perkunas это общий корень или все-таки совпадение?

Перун то как раз является единственным, судя по всему, персонажем высшей славяской мифологии в общеславянскости которого сомневаться нет никаких причин. Многочисленные топонимические, языковые данные, куча всевозможных легенд и преданий в которых он действует непосредственно как Перун, а не как один из его позднейших субститутов свидетельствуют об этом. О южнославянском культе Перуна есть книга, написанная Йорданом Ивановым, которая так и называется- "Культ Перуна у южных славян". Судя по данным, представленным в ней, культ этого бога на юге славянских земель был не менее разнообразен и обширен, чем даже у балтов.
Что касается теонима- Перун и Перкунас. Я заметил, что форма с "к" более характерна для западного, "кельто-германского" ареала. Готское "fairguni"- скала, норвежское "Fjorgyn"-мать Тора в одном из вариантов, кельт. "percunio"- лес, кельтские топонимы "Harkinya/Herkinya", сюда же можно добавить латинское "quercus"-дуб и фракийское "percunis"- надпись под изображением фракийского Героя на каменной плите, в которой он называется Херос-Перкунис. Ну и балтский Перкунас.
С другой стороны, форма без "к" характерная для "арийско-славянского" ареала. Арийский "Parjanya"- бог, связывемый с Индрой, вероятно его эпитет, иранский "Piran"- воин с копьём, мечущий молнии, в его честь в Авесте названо созвездие- "Perune", славянский Перун. Сюда же стоит добавить хетского бога-воина "Pirwa\Perwa", кафирского бога войны Перуна, греческое "keraunos"- молния. То есть, получается, есть как бы две традиции, не то что на уровне теонимов, но даже на уровне обычной лексики.
Меня вот всегда интересовало, на каком это таком основании форма с "к" считается старше, чем форма без "к", если в самом древнем письменном источнике, "Ведах", где впервые встречается этот теоним(Parjanya), представлена именно форма без "к"?