Система А-135 ракета А-925 / 51Т6 - ABM-4 GORGON (original) (raw)
ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Система ПРО А-135 "Амур-П" / 5Ж60П, ракета А-925 / 51Т6 / 5В51 - ABM-4 GORGON / SH-11 Система ПРО А-135 / РТЦ-181 / "Амур" / 5Ж60, ракета А-925 / 51Т6 / 5В51 - ABM-4 GORGON
Многоканальная система ПРО Центрального промышленного района / Москвы - развитие комплекса ПРО А-35. Проработка модернизированного варианта системы ПРО А-35 - системы А-35М велась НИО-4 ОКБ-30 под руководством Г.В.Кисунько до его отстранения в 1975 г. Параллельно с Кисунько работы по предварительному обоснованию создания новой системы ПРО второго поколения начаты группой Минрадиопрома СССР под руководством А.Г.Басистова по указанию министра В.Д.Калмыкова в конце 1968 г. К концу 1969 г. концепция двухэшелонной системы ПРО в общих чертах согласована с Министерством Обороны СССР. Предполагалось применение противоракет с ядерными БЧ. В 1970 г. тематика ПРО полностью перешла под контроль Минрадиопрома СССР - 17 января 1970 г. образовано специализированное ЦНПО "Вымпел" (ПРО, системы предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства), руководитель научно-технического центра ЦНПО "Вымпел" - А.Г.Басистов. Проработка системы в НТЦ ЦНПО "Вымпел" велась по теме НИР "Фон-1".
Постановление СМ СССР №376-119 о создании системы ПРО А-135 со стрельбовым комплексом дальнего перехвата "Амур" и полигонным опытным образцом "Амур-П" вышло 10 июня 1971 г. Проект системы А-135 разработан ЦНПО "Вымпел" в 1971 г. под руководством А.Г.Басистова. Проектом предусматривалось создание трех стрельбовых комплексов "Амур" на расстоянии 600-800 км от Москвы и трех комплексов ближнего перехвата системы С-225, что позволило бы минимизировать ущерб от использования в дальнем эшелоне ПРО противоракет с ядерными БЧ и повысить надежность перехвата атакующих боеголовок. В декабре 1971 г. завершен аванпроект системы А-135 (НИИ радиоприборостроения - НИИРП - Минрадиопрома СССР), аванпроект стрельбового комплекса "Амур" (НТЦ ЦНПО "Вымпел", главный конструктор - А.Г.Басистов). Разработка противоракеты А-925 / 51Т6 поручена МКБ "Факел", главный конструктор - П.Д.Грушин. Заместителем главного конструктора системы ПРО А-135 по системе наведения противоракет был Голубев О.В.
Памятник с электро-весовым макетом ракеты А-925 / 51Т6 пос.Софрино-1 под Москвой, 28.12.2011 г. (Дмитрий, http://d-a-ck9.livejournal.com).
РЛС "Дон-2Н" / PILL BOX системы ПРО А-135, пос.Софрино-1, 28.12.2011 г. (автор фото - Леонид Варламов, http://mmet.livejournal.com).
Транспортная машина ТМ-112 с ТПК 81Р6 ракеты 51Т6 системы ПРО А-135 - установлена в качестве памятника пос.Софрино-1 под Москвой, 28.12.2011 г. (http://4044415.livejournal.com).
Памятник ракете 51Т6 и транспортная машина комплекса ПРО перед КПП дивизии ПРО в Софрино, Подмосковье, 6 мая 2007 г. (http://maps.google.com).
Памятник ракете А-925 в г.Приозерске (без стартовой ступени), полигон Сары-Шаган (http://kursakov.narod.ru).
Создание системы ПРО А-135. После заключения Договора по ПРО (в июне 1972 г.) начато перепроектирование системы ПРО и стрельбового комплекса "Амур" под размещение всех средств на площади диаметром 100 км, комплексы С-225 были исключены из состава системы, а ракеты, создававшиеся для этих комплексов - будущие 53Т6, конструкторский индекс ПРС-1, были включены в ближний эшелон системы А-135. Разработкой откорректированного проекта руководил А.Г.Басистов Эскизный проект системы А-135 в 1973 г. предложен МО СССР и с некоторыми замечаниями одобрен в конце 1973 г. В том же 1973 г. главным конструктором системы ПРО А-135 назначен А.Г.Басистов (с октября 202 г. - Ю.Ф.Воскобоев).
В качестве РЛС с ФАР системы рассматривались следующие варианты:
- РЛС «Дон-2Н» (РТИ, гл.конструктор В.К.Слока),
- РЛС «Неман» (НИИДАР, гл.конструктор Ю.Г.Бурлаков),
- РЛС «Истра-2» (НИИРП, гл.конструктор Г.В.Кисунько).
В 1974 г. после подписания Протокола к Договору по ПРО под руководством А.Г.Басистова разработан третий вариант проекта системы ПРО А-135. В 1975 г. состоялось обсуждение проекта системы в МО СССР, проект отправлен на доработку с некоторыми замечаниями. В 1975 г. А.Г.Басистов назначен генеральным конструктором СКБ-2 ЦНПО "Вымпел" - проектировщика систем ПРО г. Москвы (до самой кончины 16.09.1998 г.), первым заместителем А.Г.Басистова по системе А-135 назначен М.Г.Минасян. Эскизный проект системы ПРО А-135 с устранением замечаний заказчика разработан в 1976 г. В состав системы по эскизному проекту были включены (по сути - в состав стрельбового комплекса "Амур"):
- командно-вычислительный пункт 5К80;
- система передачи данных и связи;
- стрельбовой комплекс 5Ж60 в составе многофункциональной РЛС 5Н20 "Дон-2Н" и стартовых позиций 51Ж6 противоракет двух эшелонов; технические позиции подготовки ракет.
Разработка технического проекта и создание системы ПРО А-135 - 1976-1989 г.г. Система создавалась в качестве двухэшелонной системы с дальними противоракетами 51Т6, представлявшими из себя развитие противоракет системы ПРО А-35 и средними противоракетами 53Т6 разработки МКБ "Новатор", главный конструктор Лев Люльев, создававшимися в рамках проекта универсального комплекса С-225 КБ-1. Объекты системы ПРО проектировались разнесенными друг от друга на расстояние до 100 км. В системе А-135 предполагалось использование противоракет с ядерными БЧ. Строительство полигонного образца "Амур-П" начато в 1976 г. Постановление СМ СССР №585-119 о строительстве системы А-135 в Подмосковье вышло 7 июня 1978 г. Строительство объектов системы ПРО А-135 начато в 1980 г. и завершено в 1983 г.
В 1984-1987 г.г. производилась доработка систем для сопровождения маневрирующих баллистических целей (в связи с размещением БРСД "Першинг-2" в Европе). По состоянию на лето 1986 г. на объектах системы ПРО А-135 велся монтаж оборудования, на РЛС "Дон-2Н" шёл монтаж автономного источника энергоснабжения, велось строительство шахтных ПУ ракет 53Т6 по графику и с отставанием от графика ракет 51Т6.
Ракета ПРО А-925 / 51Т6 - конструкторский индекс А-925, индекс заказчика 51Т6. Разработка заатмосферной ракеты А-925 начата в МКБ "Факел" под общим руководством П.Д.Грушина, ведущий конструктор - В.А.Ермоленко (с 25.09.1991 г. - генеральный конструктор В.Г.Светлов) в декабре 1971 г. одновременно с завершением аванпроектов системы ПРО А-135 и стрельбового комплекса "Амур". Эскизный проект ракеты защищен в конце 1973 - начале 1974 годов. Переработанный проект принят в 1976 г. Окончательный проект принят в 1978 г., серийное производство велось на ММЗ "Авангард". Первый бросковый пуск ракеты А-925 произведен на полигоне Сары-Шаган в марте 1979 г. В декабре 1979 г. - первый пуск в составе комплекса "Амур-П". Серийное производство ракет начато на московском машиностроительном заводе "Авангард" в 1980 г. Поставка ракет в состав московской системы ПРО А-135 начата в 1990 г. и завершилась в 1992 г.
Пуски противоракет 51Т6 / А-925 в составе комплекса 5Ж60П "Амур-П" системы ПРО А-135 (всего выполнено 19 пусков):
№пп | Дата | Изделие | Пусковая установка | Площадка полигона | Описание |
---|---|---|---|---|---|
01 | март 1979 г. | 51Т6 без аппаратуры | ШПУ | №6 | Первый бросковый пуск ракеты без аппаратуры |
... | декабрь 1979 г. | 51Т6 | ШПУ | №6 | Первый пуск в составе комплекса "Амур-П" |
4 пуска | начало - ноябрь 1982 г. | 51Т6 | ШПУ | №6 | Заводские полигонные испытания комплекса "Амур-П" с аппаратурой первого этапа (ЭВМ "Эльбрус-1"). Без контура управления. |
4 пуска | окончание - март 1984 г. | 51Т6 | ШПУ | №6 | Заводские полигонные испытания комплекса "Амур-П" с аппаратурой первого этапа (ЭВМ "Эльбрус-1"). Управление средствами комплекса. |
... | модификация 51Т6 | ШПУ | №6 | Еще в ШПУ на выходе ракетного двигателя 1-й ступени на режим произошел прогар узла сигнализаторов давления. Газовой струей была сожжена изоляция кабельного жгута и произошло закорачивание цепей подрыва заряда самоликвидации системы обеспечениябезопасности. В результате при движении ракеты в ТПК произошло ее разрушение и выброс остатков из ШПУ. Ситуацию усугубляло разлив компонентов ракетного топлива жидкостных ракетных двигателей 2-й ступени. Нестандартность аварийной ситуации потребовала и нестандартных решений при ликвидации ее последствий и анализе причин аварии. В последующем опыт работы был обобщен в специальном приказе и инструкции по действию в аварийных ситуациях с противоракетами на всех этапах технологического процесса их подготовки и пуска на технической и стартовой позициях, а также при транспортировке (источник). | |
2 пуска | март-октябрь 1987 г. | 51Т6 | ШПУ | №6 | Испытания системы А-135 "Амур-П" с аппаратурой второго этапа (ЭВМ "Эльбрус-2"). |
2 пуска | январь-июль 1988 г. | 51Т6 | ШПУ | №6 | Испытания системы А-135 "Амур-П" с аппаратурой второго этапа (ЭВМ "Эльбрус-2") после доработок. |
3 пуска | 1989 г. (по декабрь) | 51Т6 | ШПУ | №6 | Государственные испытания полигонного образца системы А-135. |
с 1993 г. по 1999 г. | испытания противоракет не проводились | ||||
19 | 02.10.2002 г. | 51Т6 | ШПУ | №6 | Последний испытательный пуск ракеты 51Т6. Пуск выполнен в неуправляемом режиме (без управления средствами системы ПРО ?, ист. Первов В. Рассказы...). |
Ракета ПРО ПРС-1 / 53Т6. Разработка атмосферной ракеты ПРО средней дальности 53Т6 велась МКБ "Новатор", главный конструктор Лев Люльев, на базе и с использованием результатов работы по ракете 5Я26 системы ПРО С-225. Ракета системы ПРО А-135 описана в отдельной статье - 53Т6.
Полигонный комплекс А-135 "Амур-П". Решение о создании полигонного образца системы ПРО А-135 - "Амур-П" 5Ж60П для испытаний компонентов и системы вцелом принято в 1974 г. Строительство и развертывание полигонного комплекса системы ПРО - 1976-1979 г.г. В состав комплекса входят РЛС ДРЛО "Дон-2НП" (полигонный образец), командно-вычислительный пункт 5К80П с ЭВМ "Эльбрус", стрельбовой комплекс и система передачи данных 5Я67. К 1978 г. на полигоне Сары-Шаган завершено создание стрельбового комплекса А-135 "Амур-П" 5Ж60П. Испытания ракет А-925 / 51Т6 и других средств системы велись на 6-й площадке 10-го Государственного Научно-Исследовательского полигона Сары-Шаган с 1979 по 1982 г.г. Заводские полигонные испытания комплекса с аппаратурой первого этапа начаты в ноябре 1982 г. и завершены в марте 1984 г. (проведено 8 пусков ракет 51Т6 в т.ч. 4 в составе комплекса; 5 пусков ракет 53Т6 в т.ч.4 в замкнутом контуре управления; 9 проводок попутных баллистический целей, 27 проводок ИСЗ, производились облеты самолетами, циклы моделирования и функционального контроля комплекса). В 1986 г. проведены испытания комплекса с ЭВМ "Эльбрус-1" и спецвычислителем (аппаратура первого этапа).
Установка аппаратуры второго этапа с ЭВМ "Эльбрус-2" на полигонном комплексе производилась с марта 1984 г. по октябрь 1987 г. Испытания системы А-135 "Амур-П" с аппаратурой второго этапа проводились с марта по октябрь 1987 г. (проведено 2 пуска ракет 51Т6, 5 пусков 53Т6, 2 проводки заказных баллистических целей и 36 попутных мишеней). По результатам испытаний сделан вывод о соответствии ТТХ комплекса заданным, в том числе для маневрирующей БРСД типа «Першинг-2». После некоторых доработок системы проведен еще один этап контрольных испытаний полигонного образца - январь-июль 1988 г. (выполнено 2 пуска 51Т6, 3 пуска 53Т6, 5 проводок заказных мишеней и 16 попутных мишеней).
Старт ракеты 51Т6, полигонный комплекс "Амур-П", полигон Сары-Шаган (фото из архива sneaker53, http://panoramio.com).
Ввод системы А-135 в строй. Государственные испытания системы А-135 около Москвы начаты в 1989 г. При этом на полигонном комплексе "Амур-П" в рамках гос.испытаний проводились пуски противоракет - 3 пуска 51Т6 и 4 пуска серийных 53Т6, сделано 14 праводок баллистических целей. При испытаниях системы ПРО было уделено значительное внимание оценке эксплуатационных, конструктивных и надежностных характеристик, оценке помехозащищенности (использовался специальный помеховый комплекс). Проведены транспортные и ресурсные испытания ракет, транспортных и установочных машин, исследовано воздействе газовой струи стартующих ракет на элементы стартовой позиции и их взаимное влияние при пусках с интервалом 1 секунда. Проведены испытания хранением двух ракет 53Т6 в горизонтальном положении и двух двигательных установок ракет 51Т6 в горизонтальном и вертикальном положениях сроком 10 и 11 лет соответственно.
Государственные испытания системы А-135 на полигонном комплексе «Амур-П» успешно завершены в декабре 1989 г. и в декабре 1990 г. система принята в опытную совместную эксплуатацию. В это же время на комплексе «Амур-П» проводились экспериментальные работы по расширению возможностей системы А-135 в части снижения нижней и увеличения дальней границ зоны поражения 53Т6, увеличения маневренности, а также оснащения новой (неядерной ?) боевой частью по программе «Самолет-М» (проведено 5 пусковТ6).
Поставка ракет А-925 / 51Т6 и ПРС-1 / 53Т6 на дежурство в составе системы ПРО А-135 начата в 1990 г. 11 февраля 1991 г. войсковые части ПВО заступили на опытное боевое дежурство на комплексе А-135. Комплектация система А-135 ракетами завершена в 1992 г. и 17 февраля 1995 г. вышел Указ Президента России Б.Н.Ельцина о восстановлении работоспособности системы ПРО А-135, обеспечении постоянной эксплуатации системы и начале работ по её модернизации. Система ПРО Москвы А-135 принята на вооружение ВС России в составе двух позиций по два стрельбовых комплекса на каждой. Система поставлена на боевое дежурство 1 декабря 1995 г. и в 1996 г. система ПРО А-135 официально принята на вооружение войск ПВО России. По состоянию на 2004 г. система ПРО А-135 входит в состав 9-й дивизии ПРО космических войск ВС России. Главный конструктор системы ПРО А-135 с октября 2002 г. Ю.Ф.Воскобоев.
В 2006 г. ракеты 51Т6 сняты с вооружения. На полигонном комплексе 5Ж60П "Амур-П" за всё время его эксплуатации проведено 19 пусков ракет 51Т6, 37 пусков ракет 53Т6, 28 проводок заказных баллистических целей и 1900 циклов моделирования. Комплекс согласно отчетам НИИРП принимает участие в натурных работах по созданию новых поколений средств ПРО (по состоянию на 2009 г.).
В соответствии с постановлением СМ СССР от 15.07.1985 г. №661-202 ОАО НИИРП, как правопреемник ГП НИИРП, является головным предприятием России по многоэшелонной системе ПРО в целом, по наземной системе ПРО и системе информационного обеспечения системы ПРО. В соответствии с постановлением СМ СССР от 27.01.1986 г. №139-49 и распоряжением СМ России от 04.11.1993 г. №1988-р НИИРП является ведущим предприятием России по разработке перспективных плазменных и СВЧ технологий. Согласно Указу Президента России от 17.02.1995 г. №163 НИИРП определено головным предприятием по модернизации и совершенствованию системы ПРО г. Москвы - системы РТЦ-181 - и созданию системы РКЦ-181М.
Система управления и наведение комплекса ПРО - в ходе НИОКР по РЛС для системы А-135 рассматривались в качестве вариантов:
- РЛС с ФАР с широкополосным зондирующим сигналом «Дон-2Н» (РТИ, гл.конструктор В.К. Слока, проект 5Н12Н)
- РЛС «Неман» (НИИДАР, гл.конструктор Ю.Г. Бурлаков)
- РЛС «Истра-2» (НИИРП, гл.конструктор Г.В.Кисунько).
Согласно воспоминаниям первого командующего войсками ПРО и ПКО Ю.В.Вотинцева (ист. - Рубежи) летом 1967 г. комиссией ВПК при Совмине СССР рассмотрены эскизные проекты системы ПРО "Аврора" (Г.В.Кисунько), многофункциональной РЛС "Дон-2Н" (А.Л.Минц) и РЛС "Неман" (Ю.Г.Бурлаков). Согласно эскизного проекта РЛС "Дон-Н" являлась секторной многофункциональной РЛС обнаружения баллистических целей и наведения противоракет с ФАР.
Комплекс 5Ж60 (5Ж60П - полигонный прототип) - наведение противоракет и управление комплексом осуществляется командно-вычислительный пунктом 5К80 с РЛС с 4 неподвижными ФАР с широкополосным зондирующим сигналом 5Н20 "Дон-2Н" / PILL BOX (г.Софрино-1, объект 2311). Прототип - РЛС 5Н20П "Дон-2НП" / HORSE LEG ("П" - полигонный вариант комплектации, прототип) - установлен на 8-й площадке полигона в Сары-Шагане. Разработка РЛС "Дон-2Н" велась Радио-Техническим Институтом Минрадиопрома СССР с 1972 г., главный конструктор В.К.Слока, главный конструктор антенных систем Г.Г.Бубнов. На первом этапе создавалась РЛС с аналоговой обработкой сигналов и с вычислительным комплексом "Эльбрус-1", на втором этапе - РЛС с цифровой обработкой сигналов и ВК "Эльбрус-2". строительство РЛС "Дон-2Н" начато в 1979 г., строительство завершено в 1981 г., монтаж и настройка оборудования завершены в 1986 г. По состоянию на 2009 г. РЛС 5Н20П является рабочей и участвует в натурных работах полигонного стрельбового комплекса "Амур-П" 5Ж60П (отчет НИИРП, 2008 г.). Антенна-приемник имеет форму круга, антенна-передатчик расположена справа от приемника и имеет прямоугольную форму. При строительстве станции было использовано более 30 тыс. т металла, 50 тыс. т бетона, 20 тыс. км кабеля, сотни километров водопроводов и более 10000 чугунных задвижек к ним.
РЛС "Дон-2Н" / PILL BOX системы ПРО А-135, г.Пушкино, 28.12.2011 г. (автор фото - Леонид Варламов, http://mmet.livejournal.com).
ТТХ РЛС:
Диапазон - сантиметровый
Габариты сооружения - 130 х 130 х 45 м (высота 33 м по др.данным)
Длина ребра усеченной части - 100 м
Диаметр антенны - 16 м (18 м по др.данным)
Излучаемая мощность – 250 МВт
Дальность обнаружения баллистических целей - 1200-1500 км (по др.данным до 3700 км по ГЧ МБР)
Дальность обнаружения космических целей - 600-1000 км
Углы обзора РЛС по азимуту - 360 град.
Точность измерения координат:
- по дальности – 200 (100) м
- по углу места – 0,02-0,04 (0,06) град.
Количество одновременно сопровождаемых баллистических целей - до 120 элементов СБЦ (сложных баллистических целей)
Количество одновременно наводимых противоракет - несколько десятков (не более 100 шт) - по некоторым неподтвержденным данным - 36 шт (16 51Т6 и 20 53Т6).
Время оповещения – до 9 минут (?)
Полигонная РЛС "Дон-2НП" / HORSE LEG (http://www.ausairpower.net)
Полигонная РЛС "Дон-2НП", полигон Сары-Шаган, 26.10.2010 г. (фото - Михаил Ходаренок, http://vpk-news.ru).
Строительство РЛС "Дон-2Н", ориентировочно 1980-1981 г.г. (Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США)
Строительство РЛС "Дон-2Н", ориентировочно 1980-1981 г.г. Из той же серии фото, которые, вероятно, сделаны либо с ИСЗ либо с пассажирского самолета (http://fas.org)
РЛС "Дон-2Н", начало 2000-х годов (http://snariad.ru)
РЛС "Дон-2Н", начало 2000-х годов (http://army.lv)
РЛС "Дон-2Н" / PILL BOX системы ПРО А-135 в Пушкино под Москвой, ориентировочно 2005-2008 г.г. (http://kursakov.narod.ru).
РЛС ДРЛО "Дон-2Н" системы ПРО А-135 около пос.Софрино, 06.05.2007 г. (http://maps.google.com)
КВЦ 5К80 с РЛС "Дон-2Н", 2009 г. (http://sizop.my1.ru)
РЛС "Дон-2Н" / PILL BOX системы ПРО А-135, пос.Софрино-1, 28.12.2011 г. (http://4044415.livejournal.com).
Командно-вычислительный пункт системы ПРО 5К80 с вычислительной системой "Эльбрус" (г.Пушкино Московской области) разработан СКБ-2, разработчики - А.Г.Басистов и В.С.Бурцев. Прототип - 5К80П ("П" - полигонный вариант комплектации, прототип с вычислителем 65И6) - установлен на полигоне в Сары-Шагане. Элементы комплекса были разнесены на расстояние до 100 км (РЛС, КП, ПУ ракет, технические позиции подготовки ракет) и связаны между собой системой передачи данных 5Я67. Боевое управление комплексом перехвата происходит полностью в автоматическом режиме. В 2004 г. МО России (в/ч №53145) заключило договор с НИИРП на проведение ремонтных работ на КВП 5К80, которые начаты НИИРП совместно с "Роспромом" в 2005 г.
Вычислительный комплекс "Эльбрус" (разработки Института точной механики и вычислительной техники РАН СССР, главный конструктор В.С.Бурцев) - многопроцессорная вычислительная система с распараллеливанием вычислений, быстродействие более 100 млн. операций в секунду. Модульная архитектура, позволяющая вести замену модулей без остановки системы. Аппаратная поддержка основных конструкций языков программирования высокого уровня. В системе используются прецизионные высокочастотные печатные платы и систем отвода рассеиваемой мощности. Для подготовки к испытаниям системы "Эльбрус-1" в 1975 г. создана экспериментальная группа, которая в течение трех лет готовила систему к испытаниям. Испытания комплекса "Эльбрус-1" велись с 1978 по 1980 годы на НПО "Алмаз" (п/я А-3162). В 1985 г. успешно завершены государственные испытания модернизированной системы "Эльбрус-2" (главный конструктор В.С.Бурцев).
В ходе отработки полигонного образца системы ПРО "Амур-П" отработаны следующие методики проверки и испытаний без реального пуска ракет:
- «Ангар» – проверка работы РЛС системы с контрольным бортом бортовой радиоаппаратуры противоракеты, расположенной на земле;
- «Лежачий пуск» – проверка функционирования комплекса по захвату противоракеты, проходящей подготовку на технической позиции, с установлением радиосвязи через выносную антенну; при моделировании на ракете задействовались все системы управления без включения двигателей.
- «Холодный пуск» – проверка всех средств комплекса в режиме подготовки и проведения пуска с отработкой всех операций, в том числе необратимых, на противоракете, установленной в ШПУ стартовой позиции, с подрывом пиропатронов в вынесенных бронекассетах;
- «Электронный пуск» – проверка функционирования средств комплекса при работах по натурным попутным или имитируемым баллистическим целям с использованием программных имитаторов противоракет ближнего и дальнего перехвата.
РЛС с ФАР «Неман» (НИИДАР, гл.конструктор Ю.Г. Бурлаков) рассматривалась в качестве возможной РЛС системы ПРО А-135. РЛС с ФАР с широкополосным зондирующим сигналом. По решению комиссии президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам №241 от 21.09.1970 г. на полигоне Сары-Шаган создан полигонный образцец РЛС «Неман-П». РЛС проектировалась как РЛС ДРЛО. Строительные работы начаты в январе 1971 г. и продолжались до 1977 г. Строительство велось медленно, сроки неоднократно корректировались. Монтаж и настройка технологической аппаратуры проводились по мере готовности помещений. В ходе создания полигонной РЛС были изменены требования к ней, разработано новое техническое задание на станцию, которое определило и ее новое назначение - обеспечение исследований по селекции головных частей баллистических ракет и испытаний комплексов средств преодоления ПРО. Для этих целей РЛС имеет принципиально новые возможности благодаря использованию высокоинформативных зондирующих сигналов. В 1976 г. силами промышленности и в/ч 03080 впервые в отечественной практике произведена склейка диэлектрической линзы приемной антенны РЛС подобного типа и назначения. В 1977–1978 г.г. в ходе первого этапа конструкторских испытаний РЛС «Неман-П» проверено ее функционирование по реальным целям - результаты подтвердили правильность технических решений аппаратуры РЛС. Второй этап конструкторских испытаний завершен в мае 1980 г. С 1980 по настоящее время с использованием РЛС "Неман-П" ведутся исследования средств преодоления ПРО.
Базирование - ПУ шахтного типа в составе стрельбового комплекса 51Ж6, позиция 5Ж51П, пуск из ШПУ 5П76П с ТПК 81Р6 - разработки ГСКБ "Спецмаш" под руководством В.П.Бармина.
Установочный агрегат (автоприцеп)
Транспортная машина ТМ112 на шасси МАЗ-547 с грузоподъемностью 47,5 тонн
Позиционный район системы ПРО А-35М и системы А-135 около Наро-Фоминска, 14.09.2006 г. (http://maps.google.com)
Пусковая шахта системы ПРО А-135, artist impression (Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США)
Транспортная машина ТМ-112 с ТПК 81Р6 ракеты 51Т6, вероятно 1995 г. (http://pvo.guns.ru)
Транспортная машина ТМ112 с ТПК 81Р6 ракеты 51Т6, фото сделано не позже июня 2007 г. (http://kursakov.narod.ru).
Транспортная машина ТМ-112 с ТПК 81Р6 ракеты 51Т6 (фото - Александр Липчанский, 08.05.2006 г., г.Пушкино Московской области, http://pushkino.org)
Транспортная машина ТМ-112 с ТПК 81Р6 ракеты 51Т6 (фото - Aspirin, 08.05.2006 г., г.Пушкино Московской области, http://pushkino.org)
Транспортная машина ТМ-112 с ТПК 81Р6 ракеты 51Т6 (фото - Александр Липчанский, 08.05.2006 г., г.Пушкино Московской области, http://pushkino.org)
Транспортная машина ТМ-112 без ТПК ракеты (вверху фото - Александр Липчанский, внизу - Chemist, 08.05.2006 г. и 08.05.2005 г., г.Пушкино Московской области, http://pushkino.org).
Транспортная машина ТМ-112 с ТПК 81Р6 ракеты 51Т6, установленная в качестве памятника перед КПП дивизии ПРО пос.Софрино-1 под Москвой, 28.12.2011 г. (Дмитрий, http://d-a-ck9.livejournal.com).
Транспортная машина ТМ-112 с ТПК 81Р6 ракеты 51Т6, установленная в качестве памятника перед КПП дивизии ПРО в пос.Софрино-1, 28.12.2011 г. (фотографии с http://mmet.livejournal.com и http://4044415.livejournal.com).
Установка ракеты 51Т6 в ТПК 81Р6, Подмосковье (http://www.ljplus.ru)
Установка ТПК 81Р6 ракеты А-925 в шахту установочным агрегатом, позиционный район Сергиев Посад (фото из архива sneaker53, http://panoramio.com).
Установка ТПК ракеты А-925 в шахту установочным агрегатом, позиционный район Сергиев Посад (Музей "Звезды в пустыне". Буклет, 2009 г.).
Установочные агрегаты и слева транспортные машины ТМ-112 (по центру - транспортная машина 5Т93 противоракеты 53Т6). Площадка №7 - вероятно, техническая позиция около аэродрома Камбала, полигон Сары-Шаган (http://militaryphotos.net).
Установочный агрегат и его фрагмент, площадка №7, полигон Сары-Шаган, возможно, октябрь 2010 г. (кадры из фильма "Испытание", студия "Карал", 2010 г., http://www.youtube.com/user/karalfilm).
Ракета А-925 / 51Т6:
Конструкция: ракета двухступенчатая, состоит из хвостового отсека 1 ступени, двигателя 1 ступени, переходного отсека, хвостового отсека 2 ступени, топливного отсека 2 ступени, приборного отсека и головной части.
Открытие памятника объединению ПРО в день его 45-летия - электронно-весовой макет ракеты 51Т6 - перед КПП дивизии ПРО в Софрино, Подмосковье, 20 января 2007 г. (фото АлександЕр, http://fotki.yandex.ru).
Ракета 51Т6 - хвостовой блок стартовой ступени и маршевая ступень, ТВ-передача и покадровая реконструкция (c) 2010 г.
Головной обтекатель ракеты 51Т6 системы ПРО А-135, г.Пушкино, 28.12.2011 г. (автор фото - Леонид Варламов, http://mmet.livejournal.com).
Первая (вверху) и вторая (внизу) ступени противоракеты 51Т6. Памятник с электро-весовым макетом ракеты 51Т6 пос.Софрино-1 под Москвой, 28.12.2011 г. (Дмитрий, http://d-a-ck9.livejournal.com).
Система управления и наведение. Особенностью ракет А-925 является большая автономность в процессе наведения и большее количество аппаратуры наведения на борту ракеты. Противоракета оснащена командно-инерциальной системой управления с БЦВМ 5Э28А / "Аргон-17А" - впервые примененной на ракетах такого класса (источник). Бортовая аппаратура и БЦВМ противоракеты выполнены в радиационностойком исполнении. Обеспечена функционирование системы А-135 при перерывах связи "земля-борт". На ракете А-925 впервые в отечественной и зарубежной практике создана энергосистема с применением серебряно-цинковых батарей (разработка ВНИИТ под руководством Н.С. Лидоренко) с системой электрогидравлических приводов объемного регулирования с модульным исполнением (производство ХАКБ под руководством главного конструктора В.К. Мокроуза). Для электрогидравлической системы не требовалась дозаправка рабочей жидкостью в период эксплуатации. Отказов в процессе отработки и эксплуатации не обнаружено (разработка системы - А.И. Сергеев). Управление направлением полета на атмосферном участке осуществлялось с помощью аэродинамических рулей. На заатмосферном участке полета управление курсом осуществлялось четырьмя поворотными двигателями блока управления. Система управления ракетой предполагала возможность перенацеливания ракеты в процессе полета.
Первоначально работы по проектированию БЦВМ (шифр 5Э27) для противоракеты дальнего перехвата А-925 были начаты по заданию МКБ «Факел» в рамках ОКР «Полином-2» в ноябре 1970 г. В соответствии с решением ВПК от января 1972 г. работы по БЦВМ 5Э27 были прекращены. На базе результатов, полученных по ОКР «Полином-2», началась разработка БЦВМ 5Э28. В связи с недостаточной надежностью БЦВМ 5Э28 в условиях полета, в мае 1980 г. было согласовано ТТЗ с МКБ «Факел» на БЦВМ 5Э28А, стойкую к воздействию электромагнитного импульса ядерного взрыва и радиационно-стойкую. Приказом Минрадиопрома от декабря 1984 г. освоение производства БЦВМ 5Э28А было поручено Кишиневскому заводу ЭВМ им. 50-летия СССР.
К 1970 году коллектив разработчиков средств бортовой вычислительной техники имел опыт создания БЦВМ для космических кораблей и станций, для авиационных и мобильных объектов. Предъявляемые тактико-технические требования к БЦВМ, размещаемой в приборном отсеке противоракеты с твердотопливным ракетным двигателем на первой ступени, представлялись на первом этапе проблемными и трудновыполнимыми. Потребовались многомесячные исследования и лабораторные испытания узлов и блоков БЦВМ, в которые были заложены новые конструктивно-технологические решения, обеспечивающие сохранность и работоспособность оборудования при старте противоракеты из шахтной пусковой установки (источник).
Функционирование БЦВМ в боевом режиме при воздействии заданных уровней радиации обеспечивалось за счет кратковременного прерывания вычислительного процесса на период прохождения опасной зоны от ядерного взрыва головной части предыдущей противоракеты. При этом содержимое базовых регистров БЦВМ записывалось в ферритовую память блока рестартера, а после прохождения опасной зоны вычислительный процесс в БЦВМ восстанавливался, что обеспечивало решение боевых задач. Заложенные в структуру БЦВМ решения успешно прошли автономные стендовые и натурные испытания на полигоне при подземном ядерном взрыве, а в дальнейшем и при заводских испытаниях противоракеты.
Необходимое для БЦВМ быстродействие, связанное с жестким реальным временем алгоритмов боевых задач, было обеспечено за счет введения конвейерной обработки информации и проблемно-ориентированной изменяемой системы команд (ПОИСК). Макрокоманды ПОИСКа, ориентированные на конкретные алгоритмы, выполнялись на микропрограммном уровне.
Выполнение жестких требований к БЦВМ по надежности, в первую очередь, по коэффициенту боевой готовности при регламентных работах – один раз в два года, что было вызвано условиями нахождения противоракет на боевом дежурстве в шахтных пусковых установках, обеспечивалось за счет использования уже опробованной структуры БЦВМ, разрабатываемых для космических объектов. Это трехканальный синхронный резервированный вычислительный комплекс с мажоритарными органами, с реализацией поразрядного мажоритирования информационных и управляющих магистралей и резервированием элементов сопряжения в процессе обмена. Благодаря такой структуре машина сохраняет работоспособность при появлении отказов в разноименных разрядах магистралей и связанных с ними цепях разных каналов. В качестве основной элементной базы БЦВМ 5Э28А были использованы микропроцессорные БИС серии 583 и ИС серий 106, 134, 530, 533.
Конструкция машины выполнена в виде скомпонованных в одном корпусе блока трехканального устройства вычислений и обмена, трех блоков ОЗУ, трех блоков ПЗУ программ, трех блоков ПЗУ микропрограмм и трех блоков электропитания. Многослойные печатные платы блоков, изготовленные методом послойного наращивания, кроме блока электропитания, собраны в пакет книжной конструкции.
В БЦВМ 5Э28А операции выполняются с фиксированной точкой, слово состоит из 16 разрядов и двойное слово 32 разряда. Система команд состоит из операторов общего назначения, специальных операторов, операторов стандартных процедур. Число команд – 132. Время выполнения сложения – 2мкс. Объем ОЗУ – 4Кб, ПЗУ программ – 32 Кб, ПЗУ микропрограмм – 24 Кб. Число обменных магистралей – 8, скорость обмена – до 160 Кб/с. Программное обеспечение включает набор стандартных программ, специальные подпрограммы, автоматизированную систему программирования ЯСКО, программы тестового контроля (источник)..
Группа эксплуатации – 4.4 по ГОСТ В20.36.304, 305, 306.
Объем – 70 дм3.
Масса – 30 кг.
Потребляемая мощность – 100Вт.
Коэффициент готовности – 0,92.
Коэффициент работы – 0,998.
Технически система А-135 с ракетами А-925 / 51Т6 способна сбивать низкоорбитальные спутники.
Двигатели:
- 1 ступень - моноблочный РДТТ 41А6 (источник) разработки казанского МКБ "Союз", генеральный конструктор П.Ф.Зубец. Корпус РДТТ изготавливался по методу продольно-поперечной намотки, его днища из высокопрочной стали изготавливались по методу штамповки взрывом. Заряд твердого топлива, близкого по составу к применявшемуся в РДТТ 5С24 ракеты В-825 / 5Я27, был создан в НИИПМ. Двигатель был принят к серийному производству на основе успешных межведомственных испытаний (ист. - Гальперин).
Время работы - 5 с
- 2 ступень - маршевый ЖРД от ракеты А-350 комплекса ПРО А-35 разработки ленинградского НПО им. В.Я.Климова, центральная маршевая камера и 4 управляемых поворотных камеры. Двигатель мог многократно запускаться в процессе полета, так же обеспечивалась полная выработка компонентов топлива.
Часть маршевого ЖРД ракеты 51Т6 системы ПРО А-135, г.Пушкино, 28.12.2011 г. (автор фото - Леонид Варламов, http://mmet.livejournal.com).
ТТХ ракеты:
Длина - 19.8 м (22 м по др.данным)
Длина 1 ступени - 8 м
Длина 2 ступени - 7 м
Диаметр - 2.57 м
Масса - 45000 кг (скорее всего, 33000 кг по др. сомнительным данным)
Дальность действия - 320-350 км
Дальность действия предельная - 600 км
Дальность действия предположительно возможная - около 900 км
Боевое оснащение - А-925 / 51Т6 - ядерная мощностью до 10-20 кТ или от 1 Мт до 2-3 Мт (по др. данным) или 1.4 Мт (по третьим данным) разработки ВНИИЭФ (г.Арзамас-16) под общим руководством Ю.Харитона. В процессе разработки мощность БЧ снижена в 2 раза (в целях снижения воздействия на элементы системы ПРО).
С 1998-1999 г.г. ядерные заряды хранятся отдельно на базах за пределами Московской области, время для их установки на ракеты - от 12 часов до 2-3 суток (эту информацию в 1997 г. опровергает главный конструктор системы А.Г.Басистов).
Модификации и обозначения:
Система ПРО А-135 "Амур-П" / 5Ж60П (1978 г.) - полигонный вариант системы ПРО А-135 (Сары-Шаган) с ракетами 51Т6 и 53Т6;
Система ПРО А-135 "Амур" / 5Ж60 (1995 г.) - система ПРО административно-промышленного района г.Москва;
Ракета А-925 / 51Т6 - ABM-4 GORGON / SH-11 (1979 г.) - заатмосферная ракета системы ПРО А-135 большой дальности;
Электронно-весовой макет ракеты 51Т6 - полный макет ракеты со всем электронным оборудованием с инертной БЧ и инертными двигателями. Использовался в системе ПРО для моделирование предполетной подготовки, работы системы перехвата, тренировок.
Памятник ракете А-925 в г.Приозерске (без стартовой ступени), полигон Сары-Шаган (http://tetraedr.com).
Шахтные пусковые установки ракет 51Т6 и 53Т6 (использован рисунок НПО "Вымпел", репродукция с китайского военного журнала, http://paralay.iboards.ru, фотографии и рисунки, версия 27.04.2010 г.).
Статус - СССР:
- 1970 г. - создание по решению Минрадиопрома СССР ЦНПО "Вымпел" для работ по ПРО.
- 1972 г. май - подписание договора об ограничении ПРО между СССР и США.
- 1972 г. сентябрь-октябрь - начало НИОКР модернизированной системы ПРО А-35М / А-135 по предложению НИИ-37 В.И.Маркова в системе Минрадиопрома СССР (главный конструктор - А.Г.Басистов).
- 1974 г. - сворачивание работ по модернизации комплекса ПРО А-35 решением Минрадиопрома СССР.
- 1975 г. 28 апреля - создание под руководством Г.В.Кисунько НИО-4 в ОКБ-30 для проведения доработки системы А-35М.
- 1975 г. - остстранение Г.В.Кисунько, назначение главным конструктором системы А-35М заместителя А.Г.Басистова И.Д.Омельченко. А.Г.Басистов назначен генеральным конструктором системы ПРО А-135 г. Москвы. Первым заместителем А.Г.Басистова по системе А-135 назначен М.Г.Минасян.
- 1976-1979 г.г. - развертывание комплекса системы ПРО А-135 (строительство сооружений и т.п.).
- 1977-1990 г.г.- бездействие системы ПРО (Кисунько).
- 1978-1989 г.г. - разработка системы ПРО А-135 (увеличение высоты поражения целей, ядерная БЧ, шахтная ПУ, другая концепция ПРО с двумя эшелонами).
- 1979-1982 г.г. - испытания средств системы ПРО А-135.
- 1987 г.- суммарное производство ракет к этому времени - 150 шт., часть заменяется на 53Т6 / ABM-3 (не более 84 ПУ);
- 1990 г. - по отечественным данным начало поставки ракет А-925 / 51Т6 в состав системы ПРО А-135.
- 1992 г. - завершение поставки ракет на позиции системы ПРО А-135.
- 1993 г. - серийное производство ракет прекращено.
- 1995 г. 17 февраля - система ПРО А-135 принята на вооружение ВС России. Развернуты стартовые комплексы по 8 пусковых шахт в позиционных районах около Наро-Фоминска (Наро-Фоминск-10, бывшая позиция системы ПРО А-35М) и около Сергиева Посада (Сергиев Посад-15, бывшая позиция системы ПРО А-35М).
Позиция системы ПРО с ракетами 51Т6 (8 ПУ) около Наро-Фоминска, 55°21'01.16"N 36°28'59.60"E, 14.09.2006 г. (http://maps.google.com)
Позиция системы ПРО с ракетами 51Т6 (8 ПУ) около Сергиева Посада, 56°14'33.01"N 38°34'27.29"E, 2009 г. (http://maps.yandex.ru)
- 1997 г. - на дежурстве 16 ПУ, боекомплект 32 ракеты;
- 2002 г. 16 июля - согласно видеосвидетельствам (http://www.youtube.com/watch?v=Q7zQxR7XLAk) ведется уничтожение ракет 51Т6 на полигоне Сары-Шаган методом взрыва.
- 2002 г. 2 октября - испытательный пуск ракеты 51Т6 на полигоне Сары-Шаган, продление гарантийного срока.
- 2004 г. - система ПРО А-135 входит в состав 9-й дивизии ПРО космических войск ВС России (вместе с РЛС "Дунай-3У" под Чеховым), ракеты 51Т6 состоят на вооружении.
- 2005 г. - принято решение о снятии ракеты 51Т6 с вооружения (источник).
- 2006 г. - ракеты 51Т6 сняты с вооружения, ведется их утилизация.
- 2006 г. апрель - 2007 г. май - утилизация / уничтожение, вероятно, последних трех комплектов ракет 51Т6 и стартовых двигателей 41А6, которая была проведена в Наро-Фоминске ЗАО "Форпост Балтики" (источник).
- 2010 г. январь - элементы последней утилизированной ракеты 51Т6 переданы в качестве учебного пособия в "Военмех" (г.Санк-Петербург, источник).
Источники:
Военный паритет. Сайт http://militaryparitet.com, 2008 г.
Гальперин Д.М. Наследие Зубца. (источник).
Голубев Олег Васильевич. Сайт http://wwii-soldat.narod.ru/200/ARTICLES/BIO/golubev_ov.htm, 2012 г.
Горяинов С., Без противоракетной обороны не обойтись. // Итоги. 20.05.1997 г.
Горяинов С., Казахскую стратегическую кнопку может нажать кто угодно ? // Неделя. N 34 / 1997 г.
Кисунько Г.В. Секретная зона: исповедь генерального конструктора. М.: Современник. 1996 г.
Коммерсантъ N224 (N3063) от 30.11.2004 г.
Коровин В., Фомичев А., Ракеты для защиты северной столицы. // Авиапанорама. Ноябрь-декабрь 1996 г.
Корпорация "Вымпел". Системы ракетно-космической обороны. М., "Оружие и технологии", 2004 г.
Кузнецов А. Астрономически точные слухи. // Техника молодежи. N 5 / 1993 г.
Литовкин В., Деньги на реформу у армии есть. // Известия. 11.03.1997 г.
Литовкин В., Ракетная "сотня" под землей круглосуточно стережет столицу. // Известия 25.08.1993 г.
Лиханов Д., За 40 минут до третьей мировой. // Совершенно секретно. N 5 / 1993 г.
НИИРП, ОАО. Годовой отчет за период с 01 января по 31 декабря 2005 г. М., 2006 г.
Нилсен Т., Бемер Н., Источники радиоактивного загрязнения в Мурманской и Архангельской областях. Версия 1, 1994. Oslo. Норвегия.
Оружие противоракетной обороны России: героическая эпопея создания оборонной триады и первопроходцы - создатели и испытатели. М., 2006 г.
Первов М. "Аннушки" - часовые Москвы. М., ИД "Столичная энциклопедия", 2010 г.
Первов М. Рассказы о русский ракетах. Сайт http://www.moskva-kniga.ru, 2012 г.
Полигоны Семипалатинск и Сары-Шаган. Сайт http://kursakov.narod.ru, 2010 г.
ПРОчная защита. Российское военное обозрение. № 11 (46) ноябрь 2007 г.
Ребров М., Гонка за миражами. // Красная звезда. 5.02.1994
Система стратегической ПРО А-135 – система второго поколения ПРО Москвы. Сайт http://old.vko.ru, 2010 г.
Советские вооруженные силы , Томск, 1988 г.
Стратегическое ядерное вооружение России. Сайт http://russianforces.org, 2010 г.
Тендеры и конкурсные торги. Сайт http://www.alltenders.ru, 2010 г.
Форум не для всех. Сайт http://sizop.my1.ru, 2010 г.
Ходаренок М. Успешный пуск противоракеты типа ПРС-1. Сайт http://vpk-news.ru, 2010 г.
Эхо Планеты. N 23 / 1991 г.
Conressional Record (Чтения Конгресса США) , N 101 / 1988. США.
Encyclopedia Astronautica. Сайт http://www.astronautix.com, 2010 г.
Eyermann K.-H., Raketen - schild und schwert. 1967. ГДР.
Foreign Affairs, N 4 / 1987. США.
Jane's weapon systems , 1987-1988. США.
Parsch Andreas and Aleksey V. Martynov. Designations of Soviet and Russian Military Aircraft and Missiles © 2005-2008.
Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США.
The impact of US and Soviet ballistic missile defence programms on ABM-treaty. Washington , march 1985. США.