YaelДата: Вторник, 11.10.2011, 13:47 | Сообщение # 1 Группа: Администраторы Награды: 33Репутация: 13Статус: Offline Йомо Кипурим. 5772 «Свет посеян для праведника, а для прямых сердцем - радость» Теґилим 97:11 Начнем с объяснения Виленского Гаона: «Когда раскроется Замысел Вс-вышнего в будущем, то праведники, которые до этого «сеяли свет» своей работой, достигнут уровня радости сердца, а «прямые», радовавшиеся до этого только в сердце своем из-за сокрытия и Галута – будут веселиться и пускаться в пляс, радуясь в открытую». Очевидно, что пасук говорит о двух уровнях восприятия Геулы и вопрос, который вы уже угадали – отчего именно этим предложением из Теґилим 97:11 открывается молитва Дня Искупления – Йом ґаКипурим? Для ответа следует вспомнить сказанное в главе «Ахарей мот» (Ва-йикра 16:30): «Так как в этот день искупит вас, очищая вас от всех ваших промахов, перед Вс-вышним станете вы чисты». Объясняет рав Хаим Соломон (ссылаясь на «Шарей Тшува»), что имеются в виду две степени очищения. Первая – «искупит вас, очищая… от всех промахов» подразумевает нашу работу тшувы, основным элементом которой, является видуй – исповедь. Исповедуясь перед Творцом в собственных преступлениях, выражая раскаяние и просьбу о прощении, мы создаем условия для очищения, для разрыва причинно-следственной связи между «темным прошлым» и «светлым будущим». Но чистота сама по себе – лишь средство. По аналогии с известной советской байкой можно «остаться, как дурак с мытой шеей». И потому, высшая плоскость Йом Кипура - это «перед Вс-вышним станете вы чисты». Задача чистоты – это создание сосуда, функция исповеди. Но молитва Дня Искупления позволяет Вс-вышнему подарить нам Свою Близость, наполнит сосуд Светом. Две части, составляющие субботу суббот – наши усилия (видуй) и Его подарок (тфила) приводят к чистоте «перед Вс-вышним». С надеждой и упованием на гмар хатима това и сладкий и хороший 5772 год (от появления наблюдателя!) Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой. |
YaelДата: Вторник, 11.10.2011, 13:50 | Сообщение # 2 Группа: Администраторы Награды: 33Репутация: 13Статус: Offline ТЕНЬ СУКИ Говорит мидраш («Ялкут Шим”они»): «И сука будет тенью дня их» (Йешайяґу 4:6) – сказал раби Леви: «Всякий, исполняющий мицву Суки в этом мире, я защищаю его тенью Суки от гнева моего в День Грядущий». Рав Янай и Риш Лакиш говорят, что нет Геґенома в грядущем, а День Грядущий сжигает мерзавцев, как сказано: «Так как вот приходит день, горящий как печь» (Малахи 3:19). Мудрецы объясняют, что раскрывающийся в конце этого мира (на границе Мира Грядущего) свет Истины убирает надобность в Геґеноме. Раскрытие истинных ценностей заставит нас прийти к открытию сжигающей нас правды – все (!) наши заслуги были сделаны в рамках эгоизма, а, следовательно, дорогого не стоят! Защитная функция Суки нами уже обсуждалась (смотри «Путешествие по еврейскому календарю»), но мидраш мудрецов позволяет увидеть еще один аспект данной функции. Исполнение мицвы Суки наилучшим образом иллюстрирует «золотое» правило службы Израиля у Царя Царей: «солдат спит, а служба идет!» Даже дыхание в Суке, это не просто жизненная потребность, а Высокооплачиваемая мицва! Таким образом, Сука демонстрирует нам идеальное состояние еврея – все для фронта, все для Победы над Эго. Чувствуя себя гостем в этом мире, вытащенным «из раковины вещей» на радость всем стихиям (Сука – временный дом!), еврей приобретает навык использования этого мира на радость Хозяину. Мы едим, чтобы обрадовать Его, не у себя дома, а у Него. И так далее… Тень Всевышнего, которая, дай Б-г, укроет нас от сжигающего стыда, пробужденного открывшейся Истиной – это главный Урок Суки – дышать ради Него тоже возможно. Легкости (самоиронии) и радости в Праздник Радости! Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой. |
YaelДата: Воскресенье, 23.10.2011, 08:45 | Сообщение # 3 Группа: Администраторы Награды: 33Репутация: 13Статус: Offline Шмини Ацерет. СЕМЬ НИЩИХ Назначение осенних праздников – дать нам духовную энергию на весь 5772 год (от появления наблюдателя). И очень важно провести границы и распределить функции еврейских праздников. Их карта нарисована Аризалем и известна нам в общих чертах . Все они «вдесятером» параллельны десяти сфирот Б-жественного света. Что и позволяет разделить праздники на две четко разграниченные группы. Песах, Счет Омера и Шавуот – соответствуют трем высшим категориям – кетер, хохма и бина. Это позволяет квалифицировать их как Теорию. Рош ґаШана, Йом ґаКипурим, Сукот, Шмини Ацерет, Ханука и Пурим соответствуют Реализации. Но и в семи нижних сфирот Кабала выделяет три верхних, определяя вечность, величие и основательность, как нижние. Вывод (нам уже известный) – именно Шмини Ацерет – это переход от возвышенности и духовной радости дней Трепета и Сукот к радости земного осуществления слов Торы. Той радости, которую Шмини Ацерет позволяет запасти в своем доме и семье на весь год. Надмирность весенних праздников, их изначальность делает их «повязанными» на Замысел. А именно переход от Сукот к Шмини Ацерет (граница в тифэрет!) через Гошана Раба к Шмини Ацерет – переход к реализации. И потому радость Торы, недоступная ангелам – радость от способности вести еврейский дом, еврейский образ жизни. Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой. |
YaelДата: Воскресенье, 23.10.2011, 21:07 | Сообщение # 4 Группа: Администраторы Награды: 33Репутация: 13Статус: Offline Берейшит 5772ПУТЬ ЖИЗНИ _«И поместил перед садом ЭденаХерувимов и обжигающий,Переворачивающийся мечОберегать путь Древа Жизни»Бе-рейшит 3:24_Время первых недельных глав Пятикнижия – это время неинертного взгляда на Изначальность. И объяснение рава Шимшона Рефаэля Ґирша позволяет дать удивительно конкретный духовный импульс новому для нас 5772 году.По мнению рава Ґирша в процитированном нами отрывке изложена концепция обеспечения максимальных шансов на достижение Цели Творения. Херувимы – это духовные открытия, ожидающие ищущих Истину. А «обжигающий, переворачивающийся меч» - это обжигающая боль жизненных переворотов, лишающая нас комфорта и уверенности в завтрашнем дне.Постоянное исчезновение удовольствия - единственно постоянная вещь в непрестанно изменяющейся субъективной реальности. Переворот от насыщения (удовольствия) к насыщенности (отсутствию удовольствия), или переход от безмятежности (удовольствия) к беспокойству (неудовольствию) – вот действие переворачивающегося меча, обеспечивающего наше движение к Его Цели.Страдания, а также попытки их избегнуть, духовно оберегают нас и не дают сойти с Пути жизни, дороги, ведущей к вечности. Именно страдания и неудобства, куда сильнее духовных прозрений сберегают для нас «путь Древа жизни» - не дают раствориться в суете.Меч – символ разорванности, отсутствия гармонии – «так как меч твой ты занес над ним (жертвенником) и осквернил его» (Шмот 20:22) является двигателем духовного прогресса, дополняя общую картину действий «кнута». Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой. |
YaelДата: Пятница, 04.11.2011, 10:12 | Сообщение # 5 Группа: Администраторы Награды: 33Репутация: 13Статус: Offline Лех Леха 5772 Дикий, дичайший! «И сказал ей [Ґагари] ангел Всевышнего: «Вот ты беременна и родишь сына и наречешь ему имя Имшаэль… и будет он дикарь-человек…» Бе-решит, 16:11–12 Эпизод, обсуждаемый в этой главе, имеет (как и всё в Торе) очень далеко идущие последствия. И все, как живущие, так и не живущие в Израиле, евреи могут оценить, во что нам обошёлся ниже обсуждаемый поступок Сарай. В возрасте 75 лет Аврам получает приказ Всевышнего: «Иди!» И он идёт. Он уходит ИЗ и ОТ. В стране Кнаанской он живёт 25 лет, пока обещанное ему Всевышним рождение сына происходит. Только когда Авраґаму исполняется 100 лет, рождаётся у него Ицхак. Оцените этот «четвёртак»: вы ждёте до 60 – тоже очень тяжело, но вы представьте, что вам 72 и вам надо ждать до 99, а «годы проходят, всё самые лучшие годы». Но ещё прежде Аврама я хочу вспомнить Сарай, слабую, хотя и лучшую часть человека. Что с ней все эти годы? Сарай, как вы понимаете, тоже не становится моложе, и вот ей уже 77 лет. За 13 лет до того, как Всевышний выполняет своё обещание, Сара не выдерживает и даёт своему мужу Ґагарь (кстати, фараоновскую дочку). Сама Сарай объясняет: «Быть может, выстрою я себе [потомство] от неё [Ґагарь]» (Бе-решит, 16:2). Комментарии, на которые я опираюсь, принадлежат раву Шимшону-Рафаэлю Ґиршу. Если вы помните, Сара ведёт себя по отношению к Ґагари как «злая мачеха» по отношению к Золушке. В чём смысл такого отношения? Вечером с наступлением Шабата принято благословлять детей. И что мы желаем нашим доченькам? Сходства и подобия с прамамами: «Да поставит тебя Всевышний как Сару, Ривку, Рахель и Лею». Вот только у Израиля были ещё две прамамы – Билґа и Зилпа. Они родили четыре колена нашего народа. Так отчего мы их не вспоминаем? Оттого, отвечает рав Ґирш, что нашим прамамам Рахели и Лее удалось то, в чём тщетно пыталась преуспеть Сарай. Как можно родить себе ребёнка от чужой женщины (естественно, речь не идёт о суррогатном материнстве)? Для этого следует превратить эту женщину в своего психодвойника. Мы потому не вспоминаем Зилпу и Билґу, что Зилпа – психодвойник Леи, а Билґа – Рахели. (Этим объясняется, кстати, поведение Яакова, перенёсшего свою «штаб-квартиру» в шатёр Билґи. А «бунт» Реувена по этому поводу найдёт объяснение через «соперничество» галута и геулы, олицетворением кторых были Рахель и Леа, ведь Реувен первенец Леи-Геулы, её начало). И угнетение Сарой Ґагари, и подчёркнутая «прислужливость» (в смысле профессии) Билґи и Зилпы – всё это укладывается в концепцию, выдвинутую равом Ґиршем*. В результате бунта Ґагари, её нежелания подчиняться и превращаться в Сарай, у неё рождаётся сын, которого Тора характеризует как «перэ-адам» – буквально «дикий человек». Отмечу незаметное в русском переводе нарушение синтаксиса «лашон ґа-кодеш» (святого языка). На иврите прилагательное всегда(!) стоит вслед за существительным: утро доброе, дождь сильный, человек глупый и т. п. Исключение, сделанное Пятикнижием в данном случае, подчёркивает несомненное превосходство дикости Ишмаэля над его человеческими качествами. Понимание этой особенности арабского национального характера позволило бы израильским политикам сэкономить чернила и бумагу, использованные для подписания всевозможных соглашений с Ясером Арафатом и его наследниками, а главное – дало бы возможность сохранить жизни людей, названных «жертвами мирного процесса». Ишмаэльтяне в принципе, органически не способны блюсти любые ограничивающие их рамки, если они не принуждаемы к этому силой. Поэтому попытки насадить демократию в арабских странах – напрасная (и опасная) трата сил. В завершение история. В 1920 году свежеиспечённый муфтий Йерушалаима Амин аль-Хусейни сорганизовал небольшой погромчик – 16 убитых евреев, не считая десятков раненых (инвалидов). Ученики Радинской (Радуньской) йешивы пришли к Хафецу Хаиму с вопросом: «Если сейчас в самом начале еврейского заселения Эрец Исраэль арабы ведут себя подобным образом, что же будет дальше?» – «Тора говорит, что Ишмаэль – дикий человек. Араб может быть адвокатом, и тогда он будет диким адвокатом, физиком – будет диким физиком, учителем – диким учителем», – тяжело вздохнув, объяснил Хафец Хаим. р.М-М.Гитик Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой. |
YaelДата: Суббота, 12.11.2011, 19:08 | Сообщение # 6 Группа: Администраторы Награды: 33Репутация: 13Статус: Offline Ваера, 5772.СЛОВО - ОБРЕЗАНИЕ _«И открылся ему Вс-вышний»Бе-рейшит 18:1_Мидраш Раба ссылается на Иова (19:26): «И под кожей моей вырезано это, и в плоти моей вижу я Всесильного». Объясняет «Сфат Эмет», что сделанное Авраґамом обрезание, позволило ему раскрыть внутреннюю, Б-жественную сущность, скрытую в результате падения Адама.Мила – обрезание означает также – слово. Это дополнительное значение намекает на отрезанность (семь раз отмерь; слово не воробей!), которая единственно и ведет к связи. Убирание преграды раскрывает суть и связывает с ней. При всей недостаточности слов (то ли дело телепатия!) – коммуникабельность человека – их заслуга.Пятикнижие говорит об убирании орла (кожуры, препоны) в трех дополнительных измерениях: сердце, ухо и уста (губы). Три плоскости Бытия – сердце (эмоция), ухо (разум) и действие (губы), нуждаются в обрезании, раскрывающем внутреннее, Б-жественное.Восьмой день подчеркивает Надмирность обрезания. Б-жественность произносимых человеком слов – Цель Творения. Высший уровень – «в плоти моей вижу я Всесильного».Раби Нахман из Бреслава обнаруживает три плоскости обрезания во внутреннем содержании еврейских праздников следующим образом. Йом ґаКипурим своей задачей имеет обрезание сердца, Шмини Ацерет – уха, а Ханука – губ.р.М-М.Гитик Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой. |
YaelДата: Воскресенье, 13.11.2011, 23:00 | Сообщение # 7 Группа: Администраторы Награды: 33Репутация: 13Статус: Offline Хаей Сара, 5772 ГОДЫ ЖИЗНИ «И это дни лет жизни Авраґама, который жил сто год и семьдесят год и пять лет» Бе-рейшит 25:7 Неправильность перевода на русский язык вопиюща. Но что поделать, ведь иврит язык, мягко выражаясь, не совсем обычный. В нем «многие лета» обозначаются скупым «год», а считанные годы от двух до десяти множественным числом. Короче, «все, не как у людей». Обративший мое внимание на этот удивительный факт рав Шимшон Рафаэль Ґирш объясняет: обычно прожитые годы канут в лету, и мы их помним в основном по номерам. Вообще, выражение «груз прожитых лет» лживо по-сути. Вспомните свой пятнадцатый, двадцать третий и так далее годы жизни и, согласитесь, что ваши воспоминания суммируются в минут сорок или меньше. Особенность жизни праведников (правильно живущих) в том, что их дни и годы суммируются в постигнутое, выстраданное, положенное на сердце. И потому результат подобной жизни – целостность, соединенность частей в достигнутую Цель. И потому «дни жизни Авраґама» сложились в сто и семьдесят «год», а обычных людей «груз прожитых лет» совершенно не давит и мало кому удается «прийти в старость со (всеми) днями»: «с правильной сединой, старый (мудрый) и сытый насыщенный, полный днями)». (Бе-рейшит 25:9) Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой. |
YaelДата: Воскресенье, 04.12.2011, 11:18 | Сообщение # 8 Группа: Администраторы Награды: 33Репутация: 13Статус: Offline Толдот, 5772 Больший - молодой «И нация от нации будет усиливаться И больший будет трудиться на молодого… И вот близнецы в животе ее» Бе-рейшит 25:23, 24 О соперничестве близнецов Яакова и Эйсава сказано практически все. Но мы попробуем, оттолкнувшись от замечания рава Ґирша выйти в открытое море Торы раби Йеґуды-Арье-Лейба из Гуры. Практические выводы укрепляют концепцию нашей жизни как «битуль ґаеш – отмену экзистенциональности Эго». Рав Ґирш замечает, что выражение «и вот» свидетельствует о полной неожиданности события. Но как после слов «два народа в чреве твоем» рождение близнецов – сюрприз?! Приходится, говорит рав Ґирш, сделать вывод о неожиданном сходстве «двойняшек», которое вследствие их противоположной функциональной направленности было никак не очевидным. Их головы (еврейские!) были идентичны, в отличие от тел, на что и намекает, по мнению рава Ґирша, краткость написания слова «близнецы». Гурский ребе видит в словах «и больший будет трудиться на молодого» путь духовного развития личности. По мере увеличения знаний «и больший» (внешний, Эйсав внутри нас) мы должны в своих глазах «молодеть», уменьшаться. Если этого не происходит, следует проверить, у кого и какую Тору мы учим. Ведь сила Яакова в нас – это сила, отобранная у Эйсава. А задача постижения Торы – это перераспределение божественной энергии в нужную сторону, в сторону уменьшения собственного эго. И потому правильность (наличие) нашего духовного движения можно выверять по советской формуле: «мы с тобой помолодели на еще, еще одну весну!» Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой. |
YaelДата: Воскресенье, 04.12.2011, 11:22 | Сообщение # 9 Группа: Администраторы Награды: 33Репутация: 13Статус: Offline Ваеце, 5772 Сила речи Израиля. «И увидел, и вот колодец в поле, И вот там три стада мелкого скота Разлеглись (в ожидании воды) из него… И камень большой на устье колодца. И когда соберутся все стада и скатят Этот камень с уст колодца» Бе-рейшит 29:2-3 Как известно, всякое описываемое Торой событие имеет вневременной, вечный смысл. Вечный – значит всегда актуальный. И третий уровень контакта со словами Пятикнижия переносит нас во внутренний мир человека. В этом мире наша основная сила – сила Израиля – сила молитвы. Но уста, способные словами молитвы достичь Небес, привязаны к земле нашим йецер ґа-ра – большим камнем на устах «колодца – источника - души». Три стада – это три ежедневных молитвы, а сбор всех сил требуется, дабы отвалить камень, сковывающий уста. Необходима полная концентрация для «Вс-вышний, уста мои открой». Максимальные помехи нашего внутреннего врага связаны именно с нашей мысленаправленностью во время молитвы. Семьдесят ликов Торы позволяют увидеть в трех стадах три уровня бытия – мысль, речь и действие (душу, время, мир). Камень у нас «на устах» - препятствие на пути Устной Торы. Ведь основная задача Израиля – говорить Устную Тору. И если не хватает сил для концентрации, сбора всех сил, то пример Яакова учит нас дополнительной возможности. Стремление всегда говорить только правду, не уклоняясь от нее ни на йоту, позволяет качеству Яакова – Истине убрать все преграды на пути слов Торы. р.М-М.Гитик Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой. |
YaelДата: Воскресенье, 04.12.2011, 23:13 | Сообщение # 10 Группа: Администраторы Награды: 33Репутация: 13Статус: Offline Вайишлах 5772 ПЕРЕВОРОТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПЕРЕВОРАЧИВАЕТ РЕАЛЬНОСТЬ «И простирался ниц семь раз до того, как подошел к брату своему» Бе-рейшит 33:3 Поведение Эйсава, который, придя с вооруженной дружиной, неожиданно бросается в объятия Яакова и рыдает от внезапной братской любви требует объяснения. И мы, конечно, не удовлетворимся ссылкой на комплекс «любовь-ненависть» из творческой лаборатории дедушки Зигмунда Фрейда. В качестве комментария мы воспользуемся историей, произошедшей с главой хасидской общины Йерушалаима равом Йосефом Хаимом Зоненфельдом. Через небольшое время после убийства доктора ДеҐана к раву Зоненфельду заявились пять пролетариев, которые, потрясая внушительными кулаками, потребовали главного раввина подчиниться руководству сионистской организации. Несмотря на реальность угроз социалистов – сионистов рав Зоненфельд не утратил внутреннего равновесия и прямо заявил, что готов умереть ради освящения Имени Вс-вышнего, но Истине не изменит не на йоту. После его добры молодцы «от сионизма» внезапно… бежали. Объясняя, позднее, своим ученикам занятую им позицию, сказал рав Зоненфельд, что использовал идею Торы, связанную с поведением Яакова при встрече с Эйсавом. Эйсав ненавидел Яакова и Вс-вышнего, Стоявшего за ним. А Яаков выполнял «ненавидящих Тебя - ненавижу». Но простираясь ниц, Яаков принудил себя видеть в Эйсаве… брата: «к брату своему». Благодаря этим мыслям и проснулось в Эйсаве братское чувство. «Это чувство, - заключил рав Зоненфельд,- должны мы испытывать к нашим заблудшим братьям, которых время и обстоятельства заставили сойти с прямой дороги. Мы обязаны потрудиться и найти им оправдания, дабы выкорчевать в себе чувство ненависти к ним, и тем самым помочь им вернуться». Очевидно, что все высказанное выше касается Эйсава, но не Амалека! «Простых трудящихся», но не их лидеров! Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой. |
YaelДата: Воскресенье, 11.12.2011, 22:43 | Сообщение # 11 Группа: Администраторы Награды: 33Репутация: 13Статус: Offline Ваешев 5772 ЯАКОВ И КАТЕГОРИЯ СУДА «И воссел Яаков в стране проживания своего отца» Бе-рейшит Объясняет книга Зоґар, что слова «страна проживания своего отца» означает категорию суда. Автор «Сфат Амэт» отождествляет странствия Яакова с «лех леха», сказанным Аврааму. И все души, «сделанные» Яаковом, включая четырех мам двенадцати ветвей – сделаны в «поле деятельности» Авраґама – в плоскости хеседа, любви. Получается, что желание отца Ицхака – вот что стоит за словами Торы «вайашев Яаков». Ведь именно Ицхаку запрещает Вс-вышний покидать Страну Израиля и хранить завоеванное скитаниями Авраґама. И двадцать два года без Йосефа – это очевидная параллель «связанности Ицхака» на жертвеннике. В эти годы Яаков «ни жив ни мертв». В конечном итоге Яаков сюжетом своей жизни соединяет категории хесед и гвура – Йосеф добавляет две ветви и делает «кровать Яакова» полной, позволяя Яакову реализовать категорию тиферет – Истину. P.S. В качестве интеллектуальной погони за убегающем временем спустим в наш внутренний мир комментарий РаШИ из прошлой недельной главы. Классическая подготовка Яакова к встрече с Эйсавом состоявшая из молитв, подарков и военных приготовлений, очевидно параллельна усилиям в трех плоскостях: молитва – разум, подарки – эмоции и война – действия. Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой. |
YaelДата: Четверг, 22.12.2011, 23:49 | Сообщение # 12 Группа: Администраторы Награды: 33Репутация: 13Статус: Offline Микец 5772 Чудо и вечность Какая связь между деснами, праздником Ханука и воспитанием детей? Речь идет об общем корне. Наш вопрос: «В чем смысл воспитания в Хануку»? И мы начнем с РаШИ, который в самой первой главе Первой книги «Бе-рейшит» дает очень простое объяснение: «Воспитание – это то, что остается». Очень просто. Все то, что мы делаем по отношению к ребенку (говорим, воздействуем интонациями, чем угодно), если это остается, то это – воспитание, а если это преходяще, то никакого отношения к воспитанию не имеет. И не важно, сколь серьезно то, что мы делаем. Исходя из этого простого определения, которое дает РаШИ, мы и можем сказать о том, что было. Поскольку, если праздник Ханука связан с воспитанием, то тогда имеет смысл говорить о нем в прошедшем времени. И не что он нам принес, а что нам этот праздник оставил. Еще одну вещь хочу вспомнить о Хануке, которую мы тоже объясняли. Ханука – это полномочный представитель – «полпред» Геулы в Галуте. Это – свет будущего здесь, сейчас, в темноте. И в этом смысле он абсолютно обратен празднику Пурим, который есть наше, выстраданное здесь, там, в светлом будущем. То есть Пурим – это пик возможного в этом мире, это то, что захлестывает отсюда аж в тот самый будущий мир. И потому это – снизу вверх, трещотка – снизу вверх. А волчок, та самая юла, которая относится к атрибутике Хануки, она сверху вниз. То есть Ханука – это верхнее внизу. Пурим – это нижнее там, наверху. Совсем просто. Теперь, получается параллель с вечностью и с воспитанием. Следуя за РаШИ, воспитание – это то, что когда-то много времени назад вам в детстве сказали и повторили, сказали и повторили, и оно, в конце концов, осталось с вами на всю жизнь. Это – вечность, это то, что не исчезает, то, что всегда с нами, то, что не уходит. Следовательно, это полностью согласуется с трактовкой праздника Ханука как «полпреда» будущего мира здесь, у нас, сегодня и сейчас. Это – след будущего, раскрытый уже здесь. Исходя из этих двух концепций, мы теперь их соединяем словом «чудо». Поскольку, а что есть «чудо»? И какое оно имеет отношение к вечному миру и к воспитанию? Следующий мир – «это уже без дураков» – только то, что вечно и, соответственно, чудо подразумевает связь со Всевышним. А что является вечным? Только то, что связано со Всевышним, только то является вечным. А прямая связь со Всевышним в нашем мире и называется чудом. р.М-М.Гитик Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой. |
YaelДата: Четверг, 29.12.2011, 22:15 | Сообщение # 13 Группа: Администраторы Награды: 33Репутация: 13Статус: Offline [i]Ваигаш 5772 МОТИВЫ СЮЖЕТА Наша недельная глава повествует об окончании конфликта двух мировоззрений – Галута и Геулы. Непримиримость позиций Йеґуды и Йосефа основана на их внутренней убежденности в собственной правоте. Но, именно, безэгоистичность их позиций и позволяет осуществиться сюжету «спуск ради подъема». И мы попробуем рассмотреть комментарии мудрецов, объясняющие мотивы поступков двух царей – Йосефа и Йеґуды. Начнем с Йосефа. Йосеф, зная о неприятии своей позиции братьями, тем не менее, рассказывает им свой вещий сон. Натолкнувшись на неприкрытую, еще увеличившуюся ненависть: «и добавили к ненависти еще». Он вопреки всякой логике рассказывает и второй сон. Каково происхождение такого «упрямства»? Первый сон Йосефа говорит о «поле» нашего мира, в котором собираем «колосья в снопы» - извлекаем Добро и «приплюсовываем» его к уже собранному. Основная идея этого сна – общность работы. Йосеф пытается убедить братьев, что они одна команда, а его роль «колхозный бригадир»! И когда братья не приемлют его позицию «в бой идет» второй сон. Ведь в конечном итоге на все воля Вс-вышнего, перед которой склоняются все. А его роль бригадира, отвергаемая поборниками Геулы, - задумана Всевышним! Обосновав поведенческую линию Йосефа, перейдем к комментарию «Ґаамек давар» (рав Берлин, «Нацив из Воложина»), объясняющему реакцию братьев во главе с Йеґудой. Отправной точкой их рассуждений, как уже было сказано, является пагубность Галута и видение в Йосефе… Эйсава. Не удивляйтесь такому взгляду братьев. Ведь у Авраґама был Ишмаэль, а у Ицхака – Эйсав. И кто сказал, что «наушничающий» отцу Йосеф принципиально отличается от «охотившегося устами» первенца Ицхака?! Ведь даже одеяние первосвященника, «справленное» Яаковом для первенца Рахели, может быть истолковано как «оттирание» братьев от духовного наследия Исраэля! «Нацив» замечает, что двойную ненависть, вызванную первым сном Йосефа, и ревность, но не ненависть, которую вызывает второй сон. Дабы объяснить «удвоение» ненависти, вспомним, что сон идет за его интерпретацией. А, следовательно, сон рассказывают любящим тебя, если хотят, чтобы он сбылся, тем самым цепляя сон за реальность, обеспечивающуюся любящими сердцами. Но Йосеф прекрасно знает о неприятии его позиции братьями. А, следовательно, приход Йосефа к ним для рассказа – интерпретации приснившегося, воспринимается братьями, как неприкрытое лицемерие «папенькиного сынка»! Ненависть «номер два» объясняет Воложинский Нацив, имеет своей причиной добровольный поклон «братских» снопов – снопу Йосефа. Да чтобы братья добровольно приняли ярмо Галута – никогда! А, следовательно, сон Йосефа не вещий, налицо «ошибка по Фрейду». Если сон не «сверху» (не вещий!) значит он «снизу» и раскрывает Йосефа на подсознательном уровне (напоминаю, что когда ученик рава Хаима из Воложина писал свой комментарий, Зигмунд Фрейд еще не родился!) мечтающем о Власти! И потому, второй сон, прямо говорящий о всевластии Всевышнего и не вызывающий, поэтому недоверия (очевидно, вещий), приводит к зависти братьев. Ведь зависть – это ощущение, что тебе по праву принадлежащее, досталось другому! Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой. |
YaelДата: Воскресенье, 01.01.2012, 23:40 | Сообщение # 14 Группа: Администраторы Награды: 33Репутация: 13Статус: Offline Ваехи 5772 МАМА РАХЕЛЬ «А сейчас два сына твоих, рожденных у тебя в стране Египет, мне они. Эфраим и Менаше как Реувен и Шимон будут для меня… А я при приходе моем из Падана умерла на меня Рахель» Бе-рейшит 48:5,7 Наше обычное восприятие «еврейской манеры» Яакова – прерывающего самого себя и «вдруг» вспоминающего о смерти Рахели – оправдание желания быть похороненным в пещере Махпела, в то время как мама того, кто должен (клятва!) исполнить его волю похоронена по дороге. Но рав Шимшон Рефаель Ґирш резонно возражает против подобного восприятия: «если бы речь шла о желании Яакова оправдаться перед Йосефом, то тема пространственных координат смерти Рахели возникла бы в предыдущем сорок седьмом параграфе, где Яаков заставил Йосефа поклясться похоронить его в пещере Махпела». Соседство с объявлением первородства Йосефа – двойной доли: Эфраим и Менаше, ветви Израиля – свидетельство совершенно иного смысла пасука номер семь. Назначение Йосефа первородным сыном - есть дань любви и уважения Яакова к матери Йосефа. Беспокойство Яакова связано с будущим местом Рахели в истории народа. По всем параметрам Леа затмевает свою младшую сестру. И психодвойники Рахели и Леи – Бильґа и Зильпа – оказываются вместе с Рахелью на втором плане, всед за Йеґудой и его пятью братьями. Выделение Йосефа не просто дань уважения и любви – это признание исключительности заслуг Рахели в деле становления нашего народа. Именно молчание Рахели – причина рождения детей Леи. Незаметность ее вклада (всего два сына, похороненность по дороге) заставляют Яакова подарить Рахели три ветвив Израиле, сделав ее сына первенцем. Потому и соседство признания Эфраима и Менаше ветвями в Израиле с упоминанием о «маме Рохл». Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой. |