Покров Богоматери (original) (raw)

Постройки на иконе изображают храм Софии в Константинополе. Часто они изображались в виде кремля одного из русских городов.

Легенда о Покрове (заступничестве) Богоматери восходит к X в., ко времени вторжения сарацин в пределы греческой империи. В ней рассказывается об Андрее Юродивом и его ученике Епифании, которые, молясь в константинопольском Влахернском храме, увидели Богоматерь в окружении ангелов и святых, стоящую на воздухе. Она, молясь о мире, держала над присутствующими в храме покров (Н. П. Кондаков, Иконография Богоматери, т. II, Пг., 1915, стр. 56–62, 93–102; Н. П. Кондаков, Русская икона, т. III. Текст, ч. I, Прага, 1931, стр. 152–153).

Иконография Покрова, по предположению большинства исследователей была создана на Руси. Древнейшая композиция Покрова находится в клейме на западных вратах (1227–1233) Рождественского собора г. Суздаля. Скульптурный фрагмент Покрова той же иконографии сохранился на стенах Георгиевского собора в Юрьеве Польском (1230–1234). Полная иконографическая схема Покрова складывается в XIV в. С XIV в. известны два иконографических перевода Покрова, которые можно определить как новгородский и ростово-суздальский. В новгородских композициях Богоматерь изображается на фоне внутренней стены алтаря с поднятыми вверх руками. Над ее головой ангелы держат киноварный покров. По сторонам — ангелы, святители. Внизу — закрытые царские врата, около них Андрей Юродивый, его ученик по имени Епифаннй, апостолы, мученики.

Наиболее раннее изображение Покрова новгородского иконографического перевода находится в фресковых росписях 1313 г. Снетогорского монастыря в Пскове. Здесь покров распростерт над Богоматерью (см. В. Н. Лазарев, Снетогорские росписи. Сообщение Института истории искусств, 8, М., 1957, стр. 88 и 110).

Древнейшая новгородская икона Покрова написана, вероятнее всего, около 1335 г. для Новгородского Зверина монастыря (В. К. Лаурина, Станковая живопись Новгорода XIII–XIV вв. Диссертация 1954 г. Фонд диссертаций ГБИЛ).

По ростово-суздальскому переводу, в дальнейшем и московскому, Богоматерь изображается на фоне храма. Покров она держит в руках. Кроме фигур апостолов, мучеников, святителей — Андрея Юродивого и Епифания, здесь изображается стоящим на амвоне Роман Сладкопевец — автор ряда песнопений, посвященных Богоматери. Древнейшая из сохранившихся икон ростово-суздальской школы относится к 1360-м годам (см. № 171). В иконописном подлиннике приводится композиция «Покрова», сложившаяся в XVI–XVII веках (Сводный иконописный подлинник XVIII века. По списку Г. Филимонова, М., 1874, стр. 162).

Общая литература: Н. В. Покровский, Сийский иконописный подлинник, вып. II, ОЛДП, 1896, стр. 82–92; Н. П. Кондаков, Иконография Богоматери, т. II, Пг., 1915, стр. 56–62, 93–102; Н. Сычев, Древнехранилище русского музея имп. Александра III. — «Старые годы», 1916, январь — февраль, стр. 22–25; Н. П. Кондаков, Русская икона, т. III. Текст, ч. I, Прага, 1931, стр. 152–154; Е. С. Медведева, Этюды о Суздальских вратах. Покров. Диссертация. Архив Института истории искусства АН СССР, 1947, стр. 268.