Комплекс 15П666 Скорость, ракета 15Ж66 (original) (raw)

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П666 "Скорость", ракета 15Ж66

Мобильная баллистическая ракета средней дальности / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс разрабатывался Московским Институтом Теплотехники под руководством А.Д.Надирадзе с 1982 г. с использованием наработок и узлов ПГРК средней дальности РСД-10 "Пионер", "Пионер-3" / 15П157, МБР "Тополь" и наработок по перспективной МБР "Тополь-М". 23 ноября 1983 г. по инициативе Д.Ф.Устинова принято решение о создании и развертывании в Европе (в т.ч. в странах Варшавского договора) ПГРК "Скорость". Авторство наименования комплекса так же приписывается Д.Ф.Устинову. В декабре 1983 г. министерство обороны СССР утвердило тактико-технические требования к комплексу. Постановление СМ СССР о создании комплекса принято 9 января 1984 г. В апреле 1984 г. военно-промышленная комиссия МО СССР утвердила план-график разработки комплекса. К началу 1985 г. первая летная ракета комплекса подготовлена к испытаниям. Сборка ракет велась Воткинским машиностроительным заводом.

Предполагалось обеспечить средствами комплекса быстрое поражение позиций БРСД "Першинг-2" и других средств доставки ядерного оружия и военных объектов НАТО в Западной Европе с позиций в ГДР и Чехословакии. Развертывание в Европе ПГРК "Скорость" планировалось совместить с передислокацией части ПГРК РСД-10 "Пионер" в Анадырь (Чукотка) с нацеливанием на часть территории США и Канады (цели - РЛС СПРН и др.объекты). В 1984 г. на Чуктоку передислоцирована 99-я мотострелковая дивизия в район специального подземного сооружения "Портал" - к месту будущей дислокации ПГРК "Пионер".


СПУ комплекса 15П666 "Скорость" на полигоне Капустин Яр (http://www.rusarmy.com).


Машина антенно-фидерных устройств на шасси МАЗ-7908 разработки ЦКБ "Титан" на выставке военной техники 02.02.2008 г. (http://dic.academic.ru).

В 1984 г. так же в ходе учений "Запад-84" с участием 24-й ракетной дивизии РВСН (БРСД Р-12) отработана тактика применения БРСД "Скорость", которыми "играла" 24-я РД при участии офицеров из ракетных частей вооруженных БРСД РСД-10 "Пионер". В ГДР к началу 1985 г. построены сооружения технической позиции ПГРК "Скорость" и площадки размещения 4 ракетных дивизионов (ракетный полк). Но после смерти Ю.В.Андропова в феврале 1984 г. и Д.Ф.Устинова в декабре 1984 г. возможность претворения в жизнь всех этих планов стала сомнительной.

Ракета разрабатывалась на базе 2-й и 3-й ступеней МБР РС-12М "Тополь" и головной части БРСД РСД-10 "Пионер" с 3 РГЧ ИН. Изготовлено для проведения испытаний 10 ракет 15Ж66 и 30 боевых блоков. Испытания ракеты начаты 11 января 1985 г. (1 марта 1985 г. по другим данным) пуском на полигоне Капустин Яр (единственный пуск). Пуск закончился срабатыванием системы аварийного подрыва ракеты в результате прогара сопла двигателя 1-й ступени по причине дефекта сопла. Фактически разработка комплекса была завершена к 1986 г.

Разработка комплекса прекращена 11 апреля 1985 г. по решению СМ СССР. По другим данным разработка комплекса прекращена 7 марта 1987 г. указом М.С.Горбачева в связи с подписанием Договора о сокращении РСМД. Ракеты и боевые блоки уничтожены.

Система управления и наведение - инерциальная система управления с использованием БЦВМ, разработана НПО автоматики и приборостроения (ныне - НПЦ АП им. академика Н.А.Пилюгина). По некоторым данным при участии НПО автоматики (г.Свердловск). Бортовая аппаратура выполнена на новой элементной базе.

Применение ПГРК предполагалось из подготовленных в топогеодезическом плане районов боевого патрулирования. Применение - групповое.
Пусковая установка - самоходная ПУ на колесном ходу, старт минометный с помощью ПАДа из ТПК. Разработчик СПУ - ЦКБ "Титан" завода "Баррикады" (г.Волгоград). Шасси МАЗ-7908 разработано в СКБ-1 Минского Автомобильного Завода в 1985 г. Всего изготовлено 6 машин - 1 опытная, 3 под СПУ комплекса "Скорость", остальные - неизвестно. Одна из СПУ впоследствии переделана в антенно-фидерную машину для РВСН.
Колесная формула - 8 х 8
Двигатель - дизель В-58-7 мощностью 710 л.с.
Длина - 13790 мм
Ширина - 3385 мм
Высота - 2095 мм
Колея - 2700 мм
Грузоподъемность - 36000 кг
Масса полная - до 60000 кг
Емкость топливного бака - 385 + 440 л
Скорость максимальная - 45 км/ч
Скорость средняя по шоссе - 25 км/ч
Скорость средняя боевого патрулирования - 10 км/ч
Запас хода - 400 км
Расход топлива - до 150 л/100 км пути

Ракета 15Ж66 "Скорость" Конструкция - 2 ступени, приборный отсек, ступень разведения боевых блоков, боевые блоки. Корпуса двигателей маршевых ступеней выполнены из органопластика намоткой типа "кокон". Ракета разрабатывалась на базе 2-й и 3-й ступеней МБР РС-12М "Тополь" с использованием ступени разведения боевых блоков БРСД РСД-10 "Пионер".

Двигатели: РДТТ, выполнены намоткой типа "кокон". Рецептура смесевого твердого топлива разработана люберецким НПО "Союз".

| | 1 ступень | 2 ступень | ступень разведения | | | ------------------------- | -------------------------------------------- | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | Тип двигателя | РДТТ, аналог 2-й ступени МБР РС-12М "Тополь" | РДТТ, аналог 3-й ступени МБР РС-12М "Тополь" | РДТТ, аналог ступени разведения боевых блоков БРСД РСД-10 "Пионер" | | Сопло и органы управления | газоструйные рули ? | центральное поворотное сопло, аналогичное сопло позже использовано в конструкции двигателя одно из ступеней МБР "Тополь-М" | |

ТТХ ракеты:
Дальность действия - 4000 км

Типы БЧ:
- 3 РГЧ ИН, ядерные мощностью по 150 кт с КСП ПРО, тип боевого блока - типа ББ БРСД 15Ж53 комплекса "Пионер-УТТХ";

- перспективная управляемая БЧ, ядерная.

- обычная БЧ большой мощности;

Статус: СССР - разрабатывалась, один испытательный пуск, всего произведено 10 ракет и 30 боевых блоков для испытаний. Не развертывалась.

Источники:
Бардышевский В. Колосс с глиняной головой. // Обозреватель. № 3 / 1998 г.
Качук Н., Чехута В. Супермашины, каких не знал мир. // http://ruzhany.narod.ru, 2011 г.
На стратегическом направлении. М., "Интервестник", 2006 г.
DTIG, Langestutzte Ballistische Lenkwaffen aus der ehem. Sowjetunion. 2009 г.
RusArmy.com. Форум сайта http://www.rusarmy.com, 2010 г., 2011 г.
Russian Arms forum, сайт http://www.russianarms.ru, 2007-2010 г.г.