Исторический период - Athens Info Guide (original) (raw)
ИСТОРИЯ АФИН
Афины в исторический период
В какой-то момент раннего исторического периода вся Аттика объединилась в одну большую политическую единицу с центром в Афинах. Все её жители стали называть себя афинянами, и Аттика стала синонимом Афин.
Цилон и Драконт
VII в. до н.э. был одним из важнейших в плане муниципального самоуправления. К концу предыдущего столетия «Полис» (город) уже приобрёл свои характерные социальные и административные черты. В этот период возникали первые конфликты между властными аристократическими семьями городов, часть которых пыталась монополизировать власть в полисе, и некоторым это удавалось. В отдельных случаях они отдавали предпочтение низшим слоям горожан, например ремесленникам и купцам, но все они имели одну общую черту — они устанавливали свою тиранию.
В Афинах около 635 г. до н.э. Цилон, подталкиваемый к этому своим свёкром, Теагеном, тираном города Мегара, установил тиранию, захватив с помощью своих сторонников Акрополь. Афиняне окружили захватчиков и в конце концов отвоевали Священную гору. Нескольким участникам переворота удалось бежать, но большинство, включая Цилона, нашло убежище в алтаре Храма Афины Полиады и покинуло его только после полученных гарантий обычного над ними суда. Горожане, однако, нарушили своё слово и убили их всех, навлёкши тем самым на себя т.н. Проклятие Цилона. Позже, они призвали провидца Эпименида, чтобы очистить город от своего греха словоотступничества.
Около 624 г. до н.э. Драконт, житель города, был назначен афинянами для создания и публичной записи различных законов с тем, чтобы имеющие большое влияние аристократические семьи впредь не имели возможности трактовать их по своему усмотрению. Законы Драконта, имевшие по большей части отношения к таким преступлениям, как убийство, запомнились в истории своей жёсткостью; отсюда возникла фраза «драконовские законы».
Солон
Солон был правителем в неспокойный период между 638 и 559 г.г. до н.э. В 595-594 г.г. он убедил афинян вернуть себе власть над островом Саламин, который находился в управлении Мегары со времён Проклятия Цилона. После успешного завершения этой кампании он был избран архонтом (высшим должностным лицом) в 594-593 г.г. и назначен диаллактом (судьёй в важных социальных делах, а также записывающим тексты законов). Обладая такой властью, он ввёл несколько конституционных, семейных и гражданских законов.
Наиболее важным результатом его деятельности была «сисахфия», набор законов, изданных с целью исправить ситуацию с крепостничеством и рабством, широко распространёнными в то время в Афинах явлениями. Многовекомые традиции говорили, что должник, не имеющий средств для возврата суммы долга, отдавал всю свою землю во владение кредитору, а сам становился «хектемором», т.е. крепостным, возделывавшим ранее принадлежавшую ему землю, и был обязан отдавать шестую часть урожая новому хозяину. Если суммарной стоимости земли было недостаточно для покрытия долга, должник становился рабом кредитора вместе со всей своей семьёй. То же происходило с человеком, который в качестве залога под кредит предлагал свою свободу.
Законы сисахфии отменяли все неоплаченные долги, по сути освобождая всех попавших в зависимость должников, возвращали прежнему владельцу отнятую у него в качестве оплаты долга землю, а также запрещали закладывать свою свободу в качестве обеспечения кредита. Был введён «потолок» объёма собственности одного владельца, независимо от способа её приобретения (например, в случае заключения брака), с тем чтобы предотвратить накопление больших земельных участков в руках богатых и влиятельных семей.
Важным шагом к демократии было установление коллективного участия в выборе представителей власти через участие низших слоёв населения в собрания горожан («Экклесия тоу демоу») и народных судах («Гелиэя»). Для того чтобы эти меры действительно работали, Солон связал занятие этих высоких должностей с обладанием собственностью, а не с переходом должности по наследству, и учредил Совет четырёхсот.
Тирания Писистрата
Афинянин Писистрат (607-528 г.г. до н.э.) был греческим государственным деятелем, ставшим тираном Афин после проведённого им переворота, весьма популярного в народе. Он правил в 561, 559-556 и 546-528 г.г.
Писистрат был сыном философа и учителя Гиппократа, и назван так он был в честь одноимённого героя Одиссеи. «Эромен» (молодой юноша, находившийся в любовных отношениях со взрослым мужчиной) афинского правителя Солона, он помогал ему в его стремлении захватить остров Саламин. Когда Солон покинул Афины, Писистрат в 565 г. до н.э. стал главой «Нагорной» партии (состояла из бедных селян горной части Аттики, городской бедноты и части торговцев).
Он использовал новую, ранее не использовавшуюся технику — нанял себе телохранителей после того, как инсценировал нападение на себя со стороны богатых граждан Афин. Телохранители, «дубинщики», были набраны из числа членов Нагорной партии, являвшихся гражданами Афин. В 561 г. до н.э. он с их помощью захватил Акрополь и стал тираном, но правление его не продлилось долго. Не прошло и года, как он был смещён с этого поста Ликургом, Мегаклом и другими членами «Прибрежной» партии (жители прибрежной полосы, торговцы и ремесленники). В 559 г. он вернулся в Афины с помощью Мегакла, отделившегося к этому времени от Ликурга. Мегакл объединился с Писистратом на том условии, что второй возьмёт в жёны его дочь
Мегакл убедил афинян в том, что в возвращении в полис Писистрату помогала богиня Афина. Из изгнания он вернулся в колеснице в сопровождении высокой женщины в железных доспехах, в которой люди узнали Афину.
Позже, Мегакл был разозлён отказом Писистрата иметь детей от его дочери, и Писистрат был снова изгнан Ликургом и Мегаклом в 556 г.г. до н.э. Он отправился в Эвбею и провёл там целых 10 лет, разбогатев на горнодобыче. По возвращении в Афины в 546 г. до н.э. он, имея за спиной значительные силы, вернул себе власть с помощью Лигдамида из Наксоса. На этот раз он уже стал действовать по-настоящему на благо города, чтобы сохранить вновь занятое место. Лигдамида он отблагодарил тем, что сделал его тираном Наксоса.
Узурпируя власть в своих руках через возвышение сельских граждан с помощью новых земельных законов, Писистрат имел большую группу наёмников и даже не гнушался брать заложников. Следуя путём демократических реформ, введённых Солоном, он в то же время принял меры, чтобы члены влиятельных семей занимали все высшие должности в полисе. Он распространял культ Афины и Диониса, начал строительство Храма Афины на Акрополе, стал инициатором появления некоторых общедоступных мест, таких как лицеи, храмы Аполлона и Зевса, а также Фонтана девяти источников. Он также покровительствовал литературе и искусству. Был у него и свой эромен, Шарм.
Во время его правления получили развитие Панафинский («Всеафинский») фестиваль и фестиваль города Дионисия. Около 550 г. до н.э. на постоянной основе стала работать афинская чеканка монет, и хотя это не подтверждено документами того времени, вполне возможно, что чеканка стала развиваться благодаря усилиям Писистрата. Были выпущены первые «стандартные» рукописные редакции «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, распространявшиеся ранее устно или посредством переписывания копий в частном порядке.
Панафинейский фестиваль при Писистрате был реорганизован и стал праздником всех афинян. Правитель Афин ввёл и развил культ Диониса, ставший весьма популярным и считавшийся связанным с расцветом театральных представлений — драм. После смерти Писистрата к власти пришли его сыновья, Гиппий и Гиппарх. Первый был свергнут спартанцами в 510 г. до н.э., а второй убит в 514 г. Гармодием и Аристогитоном, скорее всего по причине личной вражды между ними. Дальше...
Клисфен
Клисфен был афинским аристократом из семьи Алкмеонид. Ему приписывают реформу конституции древних Афин и перевод полиса на демократический путь правления в 508 г. до н.э.
С помощью рода Алкмеонидов и спартанцев он сверг Гиппия, сына тирана Писистрата. После уничтожения тирании борьба за власть развернулась между Исагором и Клисфеном. Исагор победил в этом соперничестве, став архонтом в 507-506 г.г. до н.э., Клисфен же приобрёл влияние, заручившись поддержкой не имевшего права голоса народа. Исагор обратился к спартанскому царю Клеомену за помощью в борьбе с Клисфеном, и под предлогом проклятия, якобы лежащего на роде Алкмеонидов, Клисфен был изгнан спартанцами. Он добровольно покинул Афины и отправился в ссылку.
Исагор, будучи самым влиятельным политиком города, предпринял попытку установить олигархию, форму правления, где большая часть власти сосредоточена в руках малой группы граждан, обычно самых сильных и богатых, принадлежащих влиятельным семьям, обладающих военными ресурсами, политическим влиянием, или просто жестоких и беспринципных людей. Он выселил из своих домов сотни людей под предлогом того, что на них также лежит проклятие, и замыслил распустить городской Совет. Совет, однако, сохранился благодаря поддержке граждан Афин. Исагор со своими сторонниками вынужден был бежать на Акрополь, где они в течение 2 дней находились в окружении горожан. На 3-й день было объявлено перемирие, спартанский царь Клеомен I ушёл со своим войском. После этого Клисфен, находившийся в ссылке, вместе с сотнями других изгнанников был приглашён назад в город, где приступил к управлению Афинами.
После восстановления во власти Клисфен начал реформировать правительство Афин. Он упразднил традиционное расслоение на 4 социальные группы, состоявшие из объединившихся семей, что привело ранее к возникновению тирании. Население было разделено на 10 семейств, сформированных по территориальному признаку («демы»). Учредил законодательные органы, управляемые людьми, поставленными на эти должности на выборной основе, а не по родству или наследству. Реорганизовал Були (городской сенат), состоявший при правителе Солоне из 400 человек, а теперь имевший 500 членов, по 50 из каждого семейства.
Судебная система (Дикастерия — суды присяжных) была преобразована и теперь имела состав от 201 до 5001 человека, выбираемых ежедневно, до 500 человек из числа каждого семейства. Заслуга Були также в издании закона о собрании народа на голосования, которые проводились в Афинах около 40 раз в год. Решения таких собраний могли быть отвергнуты, приняты либо возвращены в собрание для внесения поправок.
Скорее всего, Клисфеном была введена в жизнь практика остракизма (впервые использовалась в 487 г. до н.э.), когда горожане могли принять решение об изгнании своего гражданина из города сроком на 10 лет. Слово «остракизм» имеет происхождение от «острако», куска керамики, использовавшегося при голосовании. Если имя человека было написано на более чем 6000 таких кусочков, собранных при голосовании, этот человек изгонялся из города. Вначале цель таких голосований была в решении судьбы человека, потенциально опасного для демократического правления в полисе, например если граждане предполагали, что он задумал поставить себя тираном. Вскоре, однако, любой человек, собравший слишком много влияния в своих руках, подвергался процедуре рассмотрения его личности на голосовании, как например Зантипп в 485-484 г.г. до н.э. Согласно этому закону, собственность изгнанника оставалась за ним и сохранялась, но физически он не мог находиться в пределах города, чтобы не осуществить заговор с целью установления своей тирании.
Клисфен называл свои реформы «исомонией» («равенство перед законом»), а не демократией. Последующие годы его жизни являются для нас полной загадкой, ибо ни один древний текст больше не имеет упоминаний о нём.